В народном календаре сегодня отмечают праздник Трифон Мышегон.
На рассвете 14 февраля по старому стилю в русских деревнях стучали по стенам, чтобы прогнать мышей и не притянуть беды.
Праздник Трифона Мышегона, описанный этнографами в Journal of Slavic Studies, объединял магию и бытовую логику.
Запреты дня связаны с символикой границ.
Переступать через веник, инструмент очищения, означало нарушить невидимый щит дома.

Этнолог Лидия Виноградова в работе «Славянские обереги» объясняет: «Предметы уборки считались проводниками между мирами. Их повреждение открывало путь злым духам».
Деньги, оставленные на виду, считались признаком бедности — отсюда правило хранить купюры в потайных карманах.
Ритуалы праздника балансировали между практикой и суеверием.
Разбрасывание пасхальной скорлупы вокруг дома создавало «звуковую ловушку» для грызунов.
По версии Folklore Journal, танцы и песни служили не развлечением, а коллективным заклинанием.
Одежда с дырами или порезами оставалась под запретом не из-за суеверий.
Историк быта Игорь Зимин в монографии «Русский дом» отмечает: «Порванная ткань символизировала уязвимость перед сглазом».
Молитва святому Трифону о любви — редкий пример позитивного ритуала.
В этот день мышей изгоняли, но первую пойманную особь хоронили у порога как жертву духам плодородия.
Ссоры запрещались, однако шумные игры поощрялись — будто негативную энергию перенаправляли в контролируемое русло.