Наиболее наглядным и понятным вектором в развитии ребёнка является речь и мышление.
Психолог Лилия Шувалова рассказала, как развивать ребенка: советы.
Первые слова и предложения – знаменательные события для членов его семьи.
Необходимо чётко понимать, что речь не появляется просто так, речь формируется и усложняется по мере готовности и созревания нервной системы, артикуляционного аппарата.
Чтобы ребёнок заговорил, произносил все звуки правильно, легко и быстро освоил письмо и чтение, необходимо подготовить физиологическую базу.
Речь и мышление взаимосвязаны. Если наблюдается задержка речевого развития и её своевременно не исправить, то это приведет к задержке психического (умственного) развития.
Как раз те самые первые слова и фразы, точнее, возраст, когда они появились.
Если ребёнок не произносит самостоятельно фразу из 2-3 слов в возрасте двух лет (вне зависимости от пола), то это повод для серьёзных сомнений и обращения к специалистам (неврологу, сурдологу, нейропсихологу, дефектологу).
Своевременное обращение к специалистам – это важнейший вклад в развитие ребёнка.
Настаивайте на проведении объективных методов контроля, а не только экспертной оценки. Не стесняйте обратиться за вторым мнением к врачу или специалисту такого же профиля.
Следующий и очень важный момент – это занятия с логопедом в течение нескольких лет. Квалифицированный специалист поставит звук и введет его в речь здорового ребёнка за два-три месяца.
Если никак не выходит добиться результата за этот срок, то необходимо пересмотреть программу работы и обратиться уже к неврологу, нейропсихологу, дефектологу.
В ряде случаев проблемы со звукопроизношением возникают из-за проблем с зубочелюстной системой и требуется консультация ортодонта.
Важно также понимать, что существуют возрастные периоды, когда ещё допускаются искажения в звукопроизношении у ребёнка. Однако зачастую искажения звуков в речи или замена одного звука другим – это «вершина айсберга».
Необходимо осознавать, что речи предшествуют несколько этапов.
Наиболее важные из них – это сенсорный (связанный с нашими органами чувств), сенсо-моторный (карта тела, координация движений, крупная и мелкая моторика), перцептивно-моторный (восприятие времени и пространства, речи на слух; координация «глаз-рука» и т.д.).
Именно эти этапы и элементы, их составляющие, являются наиболее важными векторами развития ребёнка.
Тем не менее не всегда родителей своевременно уведомляют о вероятных сложностях и проблемах их детей, из-за чего возникают проблемы в школе (сложности в освоении письма, чтения, счёта, пропуск и замена букв, «грязь» в тетрадях, непонимание прочитанного текста и т.д.).
Поэтому в качестве профилактики неблагоприятных ситуаций и для гармоничного развития ребёнка близким ребёнка следует самим пристально следить за изменениями в жизни малыша.
Полезно и безопасно будет играть с ребёнком в подвижные игры с мячом; чаще рисовать именно красками и лепить из теста; заниматься нейрогимнастикой и гимнастикой для глаз; тренировать координацию на балансире; использовать метроном.
Не стоит пренебрегать важностью рационального питания и режима дня. Скачки инсулина из-за длительных перерывов между питанием или злоупотребления сахара затрудняют формирование нейронных связей.
Нет смысла мучить ребёнка занятиями, если перед этим он съел сладкий шоколадный батончик. В этот момент его мозг «купается» в избытке инсулина и не способен проявлять усидчивость и концентрацию.
Питание должно быть рациональным как по составу, так и по количеству раз в сутках.
Режим дня также весьма значим для гармоничного развития личности ребёнка. Во сне происходит восстановление нервной системы и выработка жизненно важных гормонов.
Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок засыпать или всё-таки он «вырубается» от усталости. Необходимо ли его долго укачивать или, к примеру, малыш спит только на улице в коляске.
Не стоит списывать проблемы со сном на колики и появление первых зубов. Проблема со сном – это всегда повод обратиться к неврологу.
Важно отметить, что самым главным аспектом в развитии ребёнка является его социальное окружение. Ребёнок, особенно маленький, – это всегда «зеркало» эмоций родителей (чаще всего мамы).
Пребывая в стрессе, наш организм стремится просто выжить, а не развиваться.
Маленький ребёнок в силу особенностей мышления вплоть до окончания младшего школьного возраста может не совсем верно понимать причины ссор и скандалов в семье, что сделает его более тревожным, обидчивым, замкнутым человеком.
Стоит активно социализировать ребёнка в компаниях сверстников. Ни одна новомодная и дорогостоящая игрушка не заменит для ребёнка пользу от «живого» общения.