Несмотря на то, что не всегда возможно держать себя в руках во время жаркого спора, все же есть ряд полезных правил, которые могут в этом помочь.
Прежде всего, нужно понимать, что главный враг в уважительной и конструктивной беседе — негативные эмоции, рассказали психологи.
Разногласия в семье, недопонимание с коллегой или начальником часто вызывают дискомфорт, раздражение, разочарование или даже гнев.
Контроль над этими эмоциями даст вам возможность сохранять спокойствие и без потерь выйти из конфликтной ситуации.
1. Не нападайте
Атакой дискуссию не выиграть! Веские аргументы, уверенность в себе и подчеркнутое спокойствие — вот ваши козыри. А нападки, оскорбления, крики и обвинения не способствуют обсуждению.
Кроме того, они будут становиться все более интенсивными, пока не достигнете той черты, после которой пути назад уже не будет. Они бесполезны! И хотя некоторые конфликты и разногласия могут задевать вас лично, важно абстрагироваться от эмоций, принимать решения на холодную голову, но с теплотой в сердце.
Также если не хотите проиграть дискуссию, не забывайте учитывать мнение вашего оппонента. Если же вами будут управлять негативные эмоции, то перестанете слушать.
А если не будете слушать, то не будете приводить логические или веские аргументы.
2. Говорите «как», а не «почему»
Это может показаться странным, но когда спор начинает переходить в конфликт, есть определенные слова, которые могут помочь успокоиться и успокоить другого человека. Давайте рассмотрим следующий пример.
Представьте, что вы о чем-то спорите со своим супругом и говорите следующее: «Почему ты не учитываешь мое мнение и принимаешь все решения в одиночку?».
Чаще всего человек на эти и другие подобные вопросы дает классические ответы, которые вы, возможно, уже предвидели. Тогда почему бы не попробовать другую тактику и спросить: «Как ты думаешь, что я чувствую, когда ты не интересуешься моим мнением?».
3. Думайте не о победе любой ценой, а о соглашении
Цель любого обсуждения должна заключаться не в том, чтобы навязать свое мнение другим, а в следующих трех пунктах:
• Высказать свою точку зрения.
• Не усугубить ситуацию.
• Прийти к компромиссу.
4. Контролируйте тон своего голоса, будьте настойчивы и не повторяйтесь
Такие фразы, как «ты меня не понимаешь», «ты не знаешь, о чем говоришь» или любые другие отрицания, уже ставят препятствие на пути разговора. Кроме того, вы уже наложили негативное ощущение на предмет спора.
Поэтому гораздо лучше придерживаться своей позиции, начиная предложения со слов уважения к мнению оппонента (например, «я понимаю, что ты имеешь в виду, но…».). Ваш голос при этом должен звучать спокойно и уверенно.
5. Правильно вести дискуссию
Одна из самых распространенных проблем, с которой мы обычно сталкиваемся, пытаясь выиграть в споре, заключается в том, что не знаем, как правильно вести дискуссию.
Мы придумываем весомые аргументы и заготавливаем фразы, но не можем привести их в порядок, чтобы выразить со спокойствием и в нужный момент. Таким образом, важно научиться организовывать свои мысли, чтобы излагать их ясно, кратко и уверенно.
Кстати, вы можете использовать некоторые манипулятивные приемы, чтобы расположить человека к себе. Вот несколько простых примеров:
«Я вижу, что моя точка зрения вам тоже близка».
«Ты умный человек, поэтому понимаешь меня».
Как видите, спорить — это не значит кричать и любой ценой стараться одержать победу. Однако, чтобы научиться этому, потребуется время и желание.
В любом случае всегда старайтесь доказывать свою точку зрения покойно, уважительно, аргументированно и тогда обязательно добьетесь успеха в обсуждении и достижении согласия.