Дети довольно чувствительны ко вниманию взрослых, но в разном возрасте воспринимают внимание неодинаково.
Детские возраста условно разделяемы от новорожденного до пубертатного, соответственно налаживать отношения важно с учетом особенностей конкретной ситуации, предыдущего опыта ребенка, его характерных черт, в том числе социализации и общительности.
Также имеет значение – кто налаживает отношения: тот, кто уже был в отношениях с ребенком или вновь возникающий «родственник». По конкретной ситуации много частностей, рассказывает психолог Андрей Кашкаров.
Общее в том, что в возрасте до 3-х лет войти в доверие ребенка условно проще, несмотря на имеющуюся у каждого «генетическую память», которая может давать эффект неприятия.
В возрасте 2-7 лет (условно) главный мотив ребенка – игра, соответственно налаживают отношения играя, уподобляясь ребенку, участвуя в его задумках, постановках, читая с выражением сказки, в ролевых играх – это сближает. Хороши тактильные контакты вплоть до катания на спине как дома, так и по марафонской трассе (при наличии физических сил).
![Как наладить отношения с ребенком: советы психолога семья](https://www.tut-news.ru/sites/default/files/2023-06/dad.jpg)
В возрасте 5-7 лет и позднее основным мотивом становится новое знание, обучение.
Следовательно, налаживать контакты наиболее успешно нужно занимаясь не только развивающим играми (что подходит в любом детском возрасте), но и интеллектуальными, задачами, ребусами, головоломками, и даже в формате методики ТРИЗ. Ребенок оценит вашу помощь и знания, он как губка впитывает их в этом возрасте, и вы становитесь быстро незаменимы.
С 12-13 лет (с небольшими вариациями по гендерному признаку) основным мотивом деятельности становится общение, и тут акцент внимания подростка переносится на сверстников больше, чем на родителей и родственников. Чтобы не утерять достигнутые ранее успехи и оставить за собой возможности влияния на выбор подростка, необходимо всеми силами сохранять доверие между вами.
С одной стороны – это самый трудный возраст для налаживания контакта взрослого и ребенка. Но так только кажется.
С другой стороны – это самый легкий вариант; взрослому уже не надо играть и изображать из себя «деда мороза - борода из ваты, ну и что ты к нам пришел…», а достаточно оставаться самим собой, быть честным и искренним в отношениях, таков главный залог качественного и долговременного общения.
Подросток внимание оценит, как от того, кто уже был в отношениях, так и от «нового» человека. По сути, речь идет о том, чтобы вновь познакомиться с молодой развивающейся личностью.
Ребенок личность уже с малых лет, пусть и развивающаяся. Это не раб взрослым и не объект для воплощения несбывшихся «мечт» родителя, если сам того не захочет.
Ошибка взрослых во все времена, что из ребенка пытаются сделать объект влияния, в то время как он сам является субъектом, то лицом, которое также влияет и на вас, как вы пытаетесь – на него. Когда ребенок взрослеет – это очень хорошо видно.
Как видно из сказанного, важно учитывать особенности детского возраста, проявлять искреннее внимание, желание сотрудничать с ребенком и чувство.
Любовь не купишь, но (как принято считать у женщин «нужна я – нужен и мой ребенок» - все условно) почему бы не быть искренним – это почти каждому под силу, вас же не заставляют прилагать титанические усилия, корабельные гвозди забивать; любой ребенок (ваш или не ваш) интересен, красив, умен, способен и обязательно перспективен, а у вас есть шанс «не упустить шанс» влиять на его гармоничное развитие. Важное из сказанного – делать все вместе, сообща в бескорыстном общении.
И главное правило. Чтобы достичь хорошего (качественного) результата в общении, в данном случае надо думать - как ребенок, действовать и размышлять с его позиции. А для этого вы как минимум должны быть внимательны к деталям, к поведению своему и ребенка, его желаниям и даже жестам. Не лишним будет вспомнить и внимательно проанализировать свое детство – так вы многое поймете, и это поможет в общении теперь.
И общее, всем известное и избитое: все дети любят подарки. Рефлекс «Собаки Павлова», открытый совсем по другому поводу, никто не отменял, но когда дело касается детей, вступает в силу аргумент мотивации и стимулирования. Когда-то любят сладкое, когда-то более существенное, вплоть до автомобилей, даже если они пока еще стоят в гараже. У каждого взрослого – свои возможности. Но главное дети, как и взрослые, больше всего любят – когда их любят, то есть взаимодействуют с ними искренне.