Зависть и гнев являются эмоциями в преобладающем количестве ситуация приводящие к усугублению ситуации, которая и спровоцировала эти самые эмоции.
Особенно, если они не были вовремя скорректированы, да или просто прожиты совместно с любящими родителями, родными людьми.
Далее эксперт сетевого издания "ТУТ НЬЮС" Александр Скрябин опишет ряд способов по созданию навыков у ребенка по координации таких эмоций с целью снижения напряжения и улучшения эмоционального фона.
Уже отлично зарекомендовал себя метод управления негативными эмоциями и коррекции психологического настроя – создание карты, графика эмоциональной шкалы. Нарисуйте пирамиду из 4х больших слоев, каждый из которых состоит из 5 меньших по длине ступенек. Сделайте это вместе с ребенком, или пусть он обязательно присутствует.
Схема эмоциональной шкалы-пирамиды будет на большом листе бумаге, лучше, чтобы этот лист –схему можно было повесить на видном месте, Первый снизу уровень это 4 ступени самых негативных эмоций (далее перечисляются значения эмоций по возрастанию снизу вверх пирамиды): Страх, горе, Отчаяние, Вина, Месть, Гнев. Второй уровень: Осуждение, Разочарование, Беспокойство, Сомнение, Раздраженность. Третий уровень содержит: Нетерпение, Неудовлетворенность, Смятение, Скука, Удовлетворенность. И наконец первый уровень: Надежда, Позитивные ожидания (оптимизм), Вера, Энтузиазм (рвение), Свобода/Любовь/Счастье.
Ступени и секции должны быть раскрашены в соответствующие цвета – нижние 2 секции темные и холодные оттенки, верхние две светлые, теплые, самые верхние уровни – наиболее яркие. Сами оттенки обязательно выбирайте вместе с ребенком.
Пользоваться такой шкалой в целях коррекции эмоционального состояния можно следующими способами (список не исчерпывающий):
1) Объясняйте ребенку каждый раз при внешнем проявлении и выражении эмоций, где он сейчас находится по шкале, а где бы хотел оказаться. Объясните, что каждый человек всю жизнь идет по этой шкале вверх, однако всевозможные жизненные испытания, внешние обстоятельства, словно дождь, а иногда и как лавина, смывают человека вниз по этим ступеням к самой базовой эмоции – Страх.
Однако если не забывать о самой верхней ступени – Любовь/Счастье, которое всегда есть в нас, вот здесь обязательно будет продемонстрировать, проявить эмоцию Любви, обнять ребенка, нежно погладить, посмотреть в глаза, зафиксировать его в понимании этой эмоциональной ступени, чтобы он мог или пытался к ней продвигаться вверх по шкале впоследствии - сначала также вместе с родителем и далее по ходу приобретения навыка и самостоятельно.
Здесь хорошим подспорьем будет, если в доме есть питомец, к которому ребенок испытывает теплые чувства. При фиксации уровня эмоции – Любовь, можно приводить пример его отношения к питомцу, тем самым создавая навык «переключать» свои внутренние настройки эмоционального фона с объекта вызывающего негативные эмоции, на объект – источник позитивных.
2) При проявлении зависти, снова обращайтесь к шкале и обь\ъясните, что важным в продвижении по лестнице является феномен Результата, т.е. если есть какой-либо результат в деятельности ребенка (достижения в спортивных секциях, рисунки, поделки, которые он сделал сам, помощь по дому, помощь пожилым), то это результат является неким поддерживающим «тросом», держась за который можно подниматься от зависти к нетерпению, а далее к удовлетворенности и надежде и далее выше. Если есть результат даже на самой низкой ступени, повторяя, наращивая, масштабируя его положительный эффект на окружающих, на самого ребенка, он держится за этот спасительный «трос» и продвигается вперед.
3) Для детей холериков, проявление такой эмоции, как гнев – вполне может является достаточно частым и типовым явлением. Потому, здесь может подойти такой способ работы с эмоциональной шкалой. Объясните ребенку, что гнев – это лучший способ уйти от более низких уровней эмоций – страх, отчаяние и желание мест, что порой, гнев – это как трамплин, чтобы перескочить неудовлетворенность и раздражение, тем самым разрядив напряжение конкретно данной ситуации и приступить к делу, занятию, которое повысит эмоциональную настройку согласно данной шкалы.
4) Для гневливых проявлений очень эффективным способом считается завести какой-то физический объект, предмет, для того, чтобы выплеснуть эти эмоции на него. Это может быть, как и некая твердая и жесткая вещь, например, боксерская груша, твердая подушка или настенная подушка для ударов или, например, коробка со старыми надоевшими машинками, игрушками, которые можно доломать, разбить на мелкие части, а потом выкинуть.
Не исключены и варианты, хотя они сопряжены с обязательным следование принципам безопасности – битье, старой посуды на мелкие осколки. Стоит хорошо подумать и подобрать такой предмет осознанно исходя из особенностей вашего жилища и образа жизни, однако такой способ всегда придется по душе ребенку с холерическим характеров, да и взрослому также может оказаться полезным в ряде ситуаций.
5) Самый лучший способ обучения после многократного повторения - всегда был и остается – собственный пример. Постарайтесь искренне (дети очень хорошо чувствуют фальшь) прорабатывать собственные эмоции, если случилось так, что вы их проявляете внешне в присутствии ребенка. Проявив ту или иную эмоцию, если ребенок с вами рядом, продемонстрируйте, как вы пользуясь шкалой, фиксируете на какой ступени вы находитесь, на какую более высокую эмоциональную ступень хотели бы продвинуться, используйте способ «любви», «результата», описанные выше или просто осознайте как вы себя чувствуете, какие на то объективные причины и какие жизненные позитивные факторы могут вам помочь испытать сейчас положительные эмоции, такие как надежда, удовлетворенность, вера и позитивные ожидания.
Если вы не поленитесь и будете демонстрировать ребенку открытый подход в работе со своими эмоциями, то это не только привьет ему умения координировать свой эмоциональный фон, но и сделает вас вместе очень близкими и понимающими родными людьми на долгие года, а уж насколько полноценным и стабильным сам жизненный путь вашего ребенка при этом будет – это, пожалуй, и так очевидно.