31 января 1875 года родилась Лидия Алексеевна Воронова. Мать девочки умерла при родах. И малышку растили любящий отец и тетки.
Когда девочке исполнилось 10 лет, отец добился для дочери зачисления в гимназию закрытого типа в Петербурге.
Вначале Лиде тяжело давалась жизнь в гимназии, девочка не понимала, за что с ней так поступили. К тому же отец вскоре женился во второй раз.
Эмоциональные волнения послужили толчком к написанию стихов, а с 15 летнего возраста к потребности вести дневник и делиться переживаниями, своими и своих подружек.
Через некоторые время воспоминания из этого дневника лягут в основу первого романа «Записки институтки».
После окончания гимназии Лидия вышла замуж за Бориса Чурилова, в браке родился сын Георгий. Когда мужу по службе предложили перевод в Сибирь, Лида отказалась ехать вместе с ним.
Брак расторгли, женщина была подвержена осуждению и наложению епитимьи, отлучению от церкви на 7 лет. Бывший муж получил разрешение на повторный брак, а ребенка оставили с матерью.
В это время в Царской России стала распространяться эмансипация. Лидия не хотела заниматься привычными для женщин делами, воспитанием детей либо сестринским делом. И поступила в театральное училище.
Тогда же взяла себе псевдоним Чарская, от «чары, очарование». Однако актерская карьера не складывалась. Лидию задействовали лишь во второстепенных ролях. Материальный вопрос вставал всё острее и острее. Денег на содержание себя и сына катастрофически не хватало. А обращаться за помощью к отцу, у которого в новом браке подрастало четверо детей, Лида не хотела. Поэтому стала искать дополнительный заработок в качестве переписчицы.
Так, обратившись в крупное издательство, молодая женщина принесла свой дневник, чтобы продемонстрировать почерк. Очерки из жизни гимназисток заинтересовали издателя и вскоре на страницах детского журнала появились короткие рассказы, которые тут же стали популярным. Так началась литературная карьера Лидии Чарской.
Произведения молодой писательницы пользовались головокружительным успехом. Многие девочки в сочинениях на тему «Любимая книга» все чаще и чаще указывали романы Лидии Чарской. А в библиотеке ее книги спрашивали так же часто, как произведения Гоголя и Пушкина.
Слава разлетелась и за пределы Империи, романы переводились на французский, английский, немецкий языки.
На волне такого фееричного успеха больше всего обогатился издатель, который предусмотрительно указал в договоре обязательство оплачивать лишь первое издание книги. За переиздание и дополнительные тиражи Лидия Чарская не получала ни копейки.
Всё закончилось так же стремительно, как и началось. С приходом к власти большевиков писатели дворянского происхождения попали под запрет, как пропаганда «буржуазных ценностей».
Романы Чарской подвергались критике и осуждению. И хотя поклонники по-прежнему любили ее произведения, книги перестали издавать. Лидия вновь оказалась на грани бедности. Выросшие на ее книгах юноши и девушки старались поддерживать писательницу, помогали, кто, чем мог.
Новый удар ждал Чарскую в 1924 году, когда ее уволили из театра, сославшись на возраст. Добиться пенсии и пайка получилось не сразу. Помог в этом вопросе Корней Чуковский, который, несмотря на критическое отношение к творчеству «буржуазной» писательницы, был крайне возмущен таким не справедливым отношением к популярному ранее автору многочисленных романов.
Умерла Лидия Чарская в 1937 году. Соседки, которые пришли проводить писательницу в последний путь, были поражены нищете, в которой жила женщина. В небольшой квартирке, где Лида проживала со своим третьим мужем, не было даже стульев.
Гроб с телом стоял на столе. Похоронили писательницу на Смоленском кладбище. Муж пережил Чарскую на пять лет, умер во время блокады Ленинграда.
В 90 х произведения Лидия Чарской вновь вернулись к читателям. Ее добрые романы учат нравственности, морали и этике, над которыми не властны времена.