Российские ученые-физики заметили, что краски на фресках в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве существенно изменили свой цвет.
С течением времени белые вставки на одеждах архангелов, изображенных живописцем, потемнели и стали черными.
Об этом пишет издание «Газета.RU».
Известно, что в барабане Смоленского собора Новодевичьего монастыря находится изображение нескольких архангелов в зеленых, желтых и красных облачениях.
Примечательно, что у двух из них пририсованы белые складки на одеждах, а у третьего, одетого в красное, складки – черные.
Анализ веществ, входящих в состав краски, показал, что для изготовления белил, используемых живописцем, входил карбонат свинца.
«Это не очень устойчивое соединение к внешним воздействиям: температуре, влажности, некоторым видам бактерий. Оно со временем переходит в почти черный оксид свинца», – рассказала старший научный сотрудник Группы нейтронного активационного анализа Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Ольга Филиппова.
Выяснилось, что складки, сохранившие свою изначальную белизну на одеждах архангелов в зеленых и желтых одеждах, были нарисованы устойчивыми к внешним условиям известковыми чернилами, в отличие от белых складок на красных одеждах, которые с течением времени приобрели черный цвет.
Анализ материалов, входящих в краски, использованные средневековыми живописцами, был произведен физиками с помощью специализированного портативного прибора, выполняющего неразрушающий рентгенофлуоресцентный анализ.
Такое прибор позволяет выполнить научные изыскания на месте, притом без повреждения фресок и иных изображений.
В случае же, когда провести анализ непосредственно на месте невозможно, ученые используют метод нейтронно-активационного анализа, при котором небольшой фрагмент живопись изучается с помощью потока нейронов.
После этого специалисты выявляют элементы, которые входили в состав краски, с помощью спектрометрического анализа.
На данный момент физики уже сумели установить изначальные цвета изображений на стенах Георгиевского собора и церкви Симеона Богоприимца в Великом Новгороде, а также в Смоленском соборе столичного Новодевичьего монастыря.