Ребёнок живет и развивается в семейной системе.
Он познаёт мир, учится и развивается с помощью взрослых.
А значит будет зеркалить взрослое поведение. Он плачет, когда не может собрать лего, как на картинке? Агрессирует, когда делает ошибки в домашнем задании? Оглядывается по сторонам, если сломал чашку? Для него это означает - не справился, не смог, я плохой, я хуже всех. Отсюда падает самооценка ребёнка. Надо лучше, быстрее.
Если вы обнаружили такой паттерн поведения у ребёнка, значит он идёт из семьи, значит родители или близкие что-то такое транслируют, где ребёнок боится сделать шаг не оглянувшись…Значит где-то он уже переживал состояние, когда за какую-либо оплошность его ругали, одёргивали, исправляли, порой жестко сравнивали.
Как же помочь ребёнку понять, что ошибка это не страшно, это инструмент обучения и развития? Рассказывает эксперт психолог Мариана Сафарян.
Посмотреть на свои, родительские паттерны;
Признать их наличие и отсутствие в себе;
Понять и принять чувства, вовремя осознать, что ошибки полезны на пути развития и приобретения нового опыта;
Разрешить сначала себе совершать ошибки;
Поделитесь своим опытом. Расскажите ему свои истории из детства, где вы ошибались, какие эмоции испытывали;
Перестаньте сравнивать своего ребёнка с другими детьми;
Узнайте у него, где и как он ошибается, что чувствует при этом, чтобы он исправил в той или иной ситуации.
В помощь вам техники, которые использовали в школе: «Работа над ошибками» анализ и исправление ошибок;
На начальном этапе поощряйте и хвалите детей за каждый шаг, потом он сам будет отслеживать свои достижения. Очень важно, чтобы ребёнок фокусировался на достижениях и замечал, чего он уже достиг;
Объясните ребёнку, что ошибаться - это нормально;
Приведите примеры известных людей, с которыми знаком ваш ребёнок и поделитесь опытом как они обучались, развивались и совершили великие открытия. Дорогу осилит идущий!