Мышлению, работе человеческого мозга сейчас уделяется особенно много внимания: у детей с раннего возраста развивают разные типы мышления — критическое, креативное, логическое, аналитическое.
Вместе с экспертом платформы онлайн - образования для детей iSMART Кирой Беловой поговорим о последнем, разберёмся, зачем и как развивать аналитическое мышление.
Что такое аналитическое мышление
Аналитическое мышление отвечает за информацию, поступающую в мозг: собирает её, логически анализирует и синтезирует новую информацию. Примером такого мышления будет ситуация, когда вы собираетесь что-то купить, изучаете характеристики товара, читаете отзывы о нём в интернете.
Аналитическое мышление включает в себя два процесса: креативный (поиск и обработка информации, здесь мы применяем интуицию) и формальный (анализ, выводы — используется логика и наши знания). Это мышление помогает принимать правильные решения, руководствуясь разумными выводами, а не чувствами.
Мыслить аналитически важно и нужно уметь каждому, от этой способности зависит качество жизни. Этот навык можно развивать и прокачивать.
Как развивать аналитическое мышление у детей
От полутора до трёх лет
Это время первых выводов об окружающем мире, например, ребёнок начинает понимать, что, если его одевают в уличную одежду, он отправляется гулять. В этот период нужно приучить ребёнка к режимным моментам, к последовательности действий.
В 4-6 лет
Это время восприятия жизни через образы. Учите ребёнка фантазировать, воображать, помогайте развивать креативное мышление. Вам помогут творческие процессы — сочинение сказок, рисование, лепка, конструирование. Учите ребёнка замечать мелочи.
В 7-10 лет
В этот период ребёнок учится рассуждать, он сравнивает, делает выводы, для этого необходимо развивать речь, словарный запас. В этом поможет не только школа, но и занятия дома — используйте возможности онлайн-образования.
В 10-16 лет
Пора переходить к логическим и стратегическим играм, конкретным упражнениям на развитие аналитического мышления.
Какие упражнения использовать
Ситуации
Предлагайте ребёнку реальные (купить новый телефон) или фантастические (полететь на Марс) задачи — он должен выработать алгоритм действий для их решения. В него должен входить и сбор информации, и подготовка и конкретные шаги.
Зомби-философ. Нужно представить, что кто-то из друзей — зомби, притворяющийся человеком, и подумать, как его вычислить.
Комната Марии. Мария — учёный, знающий всё о теории цвета, вот только есть проблема — на практике она не может применить свои знания, так как видит мир чёрно-белым. Как она живёт, как скрывает свою особенность, что будет, если она научится видеть и другие цвета?
Инопланетянин. Задача — представить, что вы пришелец на планете Земля, который пытается разобраться, как тут всё устроено, например, понять предназначение бытовых предметов.
Развивайте аналитическое мышление вместе с ребёнком — это интересно и увлекательно, да ещё и сближает.