Во многих странах нормально — нанимать на работу друзей и родственников.
Крупные компании существуют династиями.
Но есть мнение, что работодатель не должен нанимать на работу друга.
Несколько простых советов помогут взвесить все "за" и "против", правильно построить границы рабочих и личных отношений.
Чётко обозначьте обязанности будущего сотрудника. Убедитесь, что вашему другу работа подходит, он будет помогать компании и впишется в коллектив.
Правила общения. Ваш друг должен осознавать границы между работой и личным общением. Не позволяйте ему думать, что по дружбе всё сойдёт с рук.
Разделите дом и работу. Пообщайтесь с другом на тему того, когда именно между вами должны быть рабочие отношения.
Между близкими, у которых общая работа, бывает договорённость о том, что о работе говорим на работе, а дом – место для отстранения от проблем.
Будьте готовы сказать "нет". Не думайте нанимать друга, если не сможете в дальнейшем отказать ему или уволить. Объясните честно, почему нет.
Не всегда друг значит "хороший работник". Подумайте, что будет, если вы всё же не согласитесь с его решениями, откажете в прибавке и повышении.
Беспристрастность. Нанимайте друга, как любого другого сотрудника – просмотр резюме, собеседование и прочее.
Не выделяйте его среди всех и делайте ставку не на человеческие качества, а на способности в работе.
Профессионал или новичок. Не всегда профессионал будет усердно работать по дружбе. А новичок может превзойти ожидания и сделать вклад в развитие компании.
Не подчинённый, а коллега. Друзьям психологически проще чувствовать себя на равных. Если есть возможность, лучше обучить друга недостающим навыкам и стать коллегами.
Без тайн. Незачем скрывать, что в команду пришёл ваш друг, ведь это выяснится. Сотрудники поймут, что дружба не даёт преимуществ на работе.
Ожидания. Они могут не оправдаться и привести к конфликтам.
Друг может рассчитывать быстрый карьерный рост и премии, при этом не выполняя работу или приходя позже. Обсудите это.
Атмосфера в коллективе. Чтобы избежать рисков при найме друзей, представьте друга коллективу по профессиональным качествам.
Лучше, чтобы это сделал начальник или сотрудник HR. Важно, чтобы в коллективе не думали, что ваш близкий человек получил работу "по блату".
Риск при найме близких есть, но плюсов может оказаться больше.
Вышеперечисленные рекомендации помогут вам наладить рабочие отношения и не потерять дружеские.
Ранее я рассказывал, как избавиться от мышления бедняка или почему бедные остаются бедными.