На днях Беларусь попала под санкции от Европы. В ответ на это белорусские власти планируют перенаправить государственные нефтяные потоки.
Из прибалтийского направления в сторону России.
Эксперты гадают, какую выгоду получит постсоветская столица и почему Беларусь переориентировалась только сейчас.
Днем ранее Минск с официальным визитом посетил Михаил Мишустин, премьер-министр Российской Федерации. Он побеседовал с лидером государства, а также провел переговоры с Романом Головченко, премьер-министром Беларуси.
Позже стало известно, что кроме геополитики, на встрече решались многие экономические вопросы. В том числе вероятность перенаправления нефтяных потоков. По мнению российской стороны, Беларусь обязана таким образом ответить на санкции и лишить балтийские порты черного золота.
– У нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу, то есть через российские порты, – высказал убежденность Александр Новак, министр энергетики.
Он оценил уровень российского интереса в реализации этого проекта.
В результате минских бесед стороны должны будут еще раз поговорить о вероятном сотрудничестве. Здесь важны все детали. Учесть необходимо и портовые компании, занимающиеся нефтетранспортными поставками.
Пока политологи уверены, что Минск находится на настоящем перепутье. Некоторые на основе таких выступлений обрисовывает для Беларуси не совсем радужные перспективы развития.
В частности, профессионал в области энергетики Игорь Юшков утверждает, что попытки выстроить такие торговые связи уже была. Обе столицы не первый год обсуждают вероятность экспорта нефти через Усть-Лугу. Интересно то, что российская сторона в этом вопросе всегда проявляла большую заинтересованность и даже готова была сделать большие скидки на логистику.
Речь заходила даже о вероятности строительства нового нефтепровода. Компания «Транснефть» видела в этом выгоду или настаивала на использовании ветки «Дружба», считающейся не такой загруженной. При таких сценариях нефть должна была заполнить ленинградские порты.
К слову, Беларусь является экспортером примерно 12 миллионов тонн нефти. Причем такие объемы спокойно перегоняет имеющаяся инфраструктура.
Но насколько эта схема экономически выгодна? Минские эксперты неоднократно заявляли, что самый удобный и финансово-целесообразный вариант – это работа на Прибалтийские порты. Но какова цена вопроса на самом деле – не известно. Беларусь расходы на прибалтийский транзит не оглашает, но и на 50% скидки на жд поставки в Россию согласия не дает.
Фото: pixabay