Проблема «отцов и детей» не теряет актуальности во все времена – первые жалуются, что их не слушаются, вторые злятся, что на них давят, - и только писатели и режиссеры посвящают этому все новые и новые произведения.
Психолог Люция Сулейманова рассказала, как выстроить хорошие взаимоотношения между педагогом и ребенком.
Что уж говорить об отдельном подвиде этого вечного конфликта – о взаимоотношениях педагогов и учеников. С одной стороны, за педагогами – традиционный авторитет, в конце концов, они и диплом предъявить могут, где черным по белому сказано, что с детьми работать они умеют профессионально.
А с другой, у них нет полномочий, которыми обладают родители, а значит, их влияние конечно.
И все же важность работы педагога несомненна: именно он дает знания, встраивает эти знания в систему, учит думать и анализировать, а еще составлять собственное мнение и общаться.
В конце концов, даже простая арифметика показывает, какое влияние имеют учителя на детей: те ведь проводят в школе почти треть суток – и понятно, что психологическое состояние, отношение к учебе, взгляды во многом зависят от атмосферы и взаимодействия с учителем. Что же в его силах?
Именно учитель способен создать по-настоящему комфортную открытую среду – так, чтобы дети чувствовали себя спокойно, уверенно и защищенно, знали, что могут выражать сомнения и высказывать мнения без риска осуждения, задавать вопросы, делиться мыслями и не опасаться пострадать за «излишнее свободолюбие».
Настоящий педагог не боится видеть в ребенке личность, более того, он старается ее разбудить, помочь ей сформироваться и показать ей, что она достойна уважения.
От педагога зависит атмосфера – в том числе тонкие «подводные течения», которые дети отлично чувствуют, все эти невысказанные «можно» и «нельзя».
Если, скажем, педагог непредвзят и справедлив, не имеет «любимчиков» и не назначает вечно виноватых, то и между детьми сложатся здоровые отношения. Если педагог наблюдателен и вовремя отслеживает возможные проблемы, то в коллективе не останется пространства для буллинга или он будет вовремя пресечен.
Если педагог умеет заслуженно хвалить и мотивировать, то дети почувствуют, что им есть куда расти и развиваться, и будут охотно учиться достигать своих целей.
Главное, они будут знать, что их услышат и поймут, что доверять – можно, что в них видят и ценят людей, со всеми достоинствами и недостатками.
Самая неэффективная позиция для педагога – «я старший, значит, по определению прав», «я главный, а ты – никто». Ее причины понятны: взрослый человек заменяет авторитет – авторитарностью.
Ему удобно, когда его боятся и слушаются, так проще обеспечить порядок. Но дети в классе – не безликие солдатики, и этот «строевой» подход никогда не работал и никогда работать не будет. Уважение – главный урок, которому школа может научить как детей, так и самих педагогов.
Потому что в одностороннем порядке это уже не уважение, а раболепие. Именно педагог может показать пример – и запустить цепочку взаимоуважения. Что получится в результате? Ребенок почувствует свою значимость – а заодно благодарность от того, что его искренне ценят.
Это в свою очередь даст стимул лучше учиться и подтверждать, что тебя есть за что уважать. Умение слушать, понимание, сострадание, интерес в сумме вызовут доверие – и тогда дети не побоятся прийти к педагогу за помощью в сложной ситуации.
Если педагог видит в учениках в первую очередь интересные личности, то и ученики учатся видеть в нем личность, и именно к этой личности потом тянутся.
Все мы знаем прекрасные примеры, когда даже спустя десятилетия по окончании школы ученики общаются с любимыми учителями. Почему? А вот как раз потому, что тем удалось создать уникальные отношения сверх рамок «оказания образовательных услуг».
А вот это одна из самых непростых областей во взаимоотношениях учителя и ученика. Без замечаний процесс обучения обойтись не может никак, причем, касаются они как предмета, так и поведения.
Но как это делать, чтобы не вызвать отпора, обиды и упрямства – и уж тем более не унизить?
Непросто, но именно в этом заключается магия конструктивной критики: мягкость, упор на саму ошибку, а не качества ребенка как личности, возможность самому найти и исправить ошибку, баланс замечаний с поощрениями и похвалами и справедливая оценка приложенных усилий.
Никогда не помогали достучаться на ребенка крик, презрение или холодный сарказм. Только терпение, мудрость, такт и уважение к чувству собственного достоинства.
А еще – понимание простой истины: ошибаться – нормально, именно на ошибках учатся, и возможность исправить оплошность остается практически всегда.
Как мы уже говорили выше, это – критически важная часть отношений педагога и учеников. Настолько важная, что имеет смысл подчеркнуть ее еще раз. Невозможна здоровая атмосфера в классе, где у учителя есть явные «любимчики».
Невозможен нормальный климат там, где все знают «слабые места» учителя, где процветает лесть и поощряется доносительство.
Казалось бы, в теории все знают, что необходимо относительно ко всем ученикам в равной степени внимательно.
Но на практике это действительно сложно – в конце концов, «человеческого фактора» никто не отменял, все дети – разные, их мироощущение может не совпадать с мировоззрениями учителя, да и просто личностные особенности провоцируют раздражение.
Что ж, это – вызов для его профессионализма.
И повод не почивать на лаврах, не чувствовать себя безусловным лидером и судьей, не впадать в искушение «гуру» и «божества», а именно всю жизнь самому учиться – учиться видеть в каждом уникальную личность, обращаться к тому доброму, что в ней заложено, создавать справедливое маленькое общество, тот самый «дружный класс», в котором каждый чувствует себя уважаемым и оцененным по достоинству.
Все мы помним, знаем и до сих пор иногда видим, какой формальностью и фикцией могут обернуться все эти «внеклассные мероприятия», призванные, казалось бы, именно сплачивать.
А между тем, умный и мудрый педагог может превратить их в мощнейший, эффективнейший инструмент. Дети отлично чувствуют равнодушие, неискренность и лень – но так же чувствуют и энтузиазм, и радость творчества, и с готовностью следуют за харизматичным примером.
Совместный досуг – будь то концерты, спорт, кружки, развивающие факультативы, - действительно дает ощущение единения, создает прочные связи.
«Выход за флажки», когда педагоги и ученики в неформальной обстановке во внеурочное время могут позволить себе поговорить на отвлеченные темы и вместе посмеяться, - то, что поднимает над рутиной и добавляет такое необходимое «хочу» и «могу» к вечному «надо».
И умный учитель использует это на все сто, потому что знает: давать детям возможность поделиться какими-то историями и в свою очередь рассказывать им что-то о собственной жизни и опыте – один из лучших воспитательных приемов, универсальный способ увидеть в людях вокруг себя уникальные, интереснейшие миры.
Тот педагог, который научит своих учеников этому умению, действительно изменит их жизнь.