Есть два условных типа детской уверенности. Уверенность развивается посредством получения опыта, в сравнении, но по-разному.
Первый вариант в процессе систематического признания успехов, причем в разных сообществах и от разных авторитетных людей и сверстников.
И второй тип уверенности в действиях – движения «от противного», когда ребенок верит в свои силы, потенциал, не может до конца объяснить, но чувствует энергию свершений, видит свои успехи в сравнении с другими, но они не признаются или игнорируются, и тогда он достигает их несмотря ни на что.
Второй тип деструктивной уверенности ведет к девиантному и асоциальному поведению, но уверенности не становится меньше. Поэтому поговорим о наиболее типичном первом типе уверенности.
По мнению психолога Андрей Кашкарова все дело в гармоничном развитии личности. Уверенность в своих действия предполагает разносторонний опыт. Потому, что при опыте одностороннего развития если ты получаешь «пятерки», но не авторитетен в классе и слывешь «ботаном», уверенность весьма односторонняя, зыбкая.
В такой ситуации ребенок, а подчас и подросток просто выжидает новых коллективов: «а когда же все это закончится». Поэтому, если есть успехи в учебе, надо стремиться достичь их и в физической культуре. Это к примеру.
Какие методы, доступные в обычной семье, могут развить эту уверенность? Во-первых, самостоятельность помогает укрепить уверенность. Самостоятельность в изучении предмета, в трате денег при оплате покупки - самостоятельно, в планировании достижений и выполнении плана, а еще лучше зарабатывании денег; во всем, что касается принятия личного решения и ответственности за него.
Уверенность повышают вербальными и невербальными инструментами, когда есть шанс пусть даже с риском для себя вступиться за слабого, противоречить взрослому – в том числе учителю или родителю. Нет, это еще не наглость… а всего лишь желание справедливости. Наглостью она станет при систематическом игнорировании желаний, признании их незначащими и при условии естественного с развитием роста личной силы. Родители и учителя как правило нечасто замечают этот рост и претензию ребенка на самостоятельность. Одни не хотят, другим некогда. И тем не менее сильная харизматичная личность обязательно проявляет себя, так или иначе.
Еще одно хорошее условие для повышения уверенности – качественная социализация, но не столько в своей компании знакомых лиц с уже выраженной, пусть и по-детски, иерархией отношений в группе, сколько в обществе незнакомом. Такие общества можно ненавязчиво найти в детском оздоровительном лагере, спортивном лагере, в коллективе подростков, по собственному желанию организуемых с целью летнего трудового заработка. Во всех случаях речь идет о «вливании» и последующем влиянии (а не постоянном подчинении авторитету) в новый коллектив. Пройдя этот шаг и получив опыт, ребенок понимает главное: «я – могу». И это очень важно.
Помочь детской уверенности могут в учебном заведении профессиональные и внимательные к деталям поведения воспитанников педагоги, а дома – родители, но не «захваливанием» (что тоже необходимо дозировать), а примером. Если отец берет сына на пробежку, занимается с ним спортом, на турнике, а еще лучше участвует в соревнованиях пусть даже «дворового» формата и масштаба, ребенок видит - как папа выстраивает свой авторитет, и следует положительному примеру. Впрочем, авторитет тоже можно выстраивать по-разному. Тут главное – пример действия и закрепление результата. В целом – чем больше человек видит (нового) в разных ипостасях, городах, путешествиях, ситуациях – тем он быстрее обретает уверенность по возрасту. И взрослые вполне могут в этом помочь.
В крайне нежелательном случае уверенности добавляет опыт понуждения своей воле и принуждения более слабых. Такая псевдоуверенность нередко приобретает значение в многодетных семьях при невнимательном и «неровном» отношении родителей и детей, при вынужденной изоляции, одиночестве или следствии бойкота, когда дети самоутверждаются самым легким способом – за счет насекомых, животных и более слабых подобных себе детей.
Есть несколько маркеров по сей непростой ситуации. Один из них - степень доверия. Если ребенок вам доверяет, то уверен в том, что вы придете на помощь, защитите, и поможете, равно как и в собственных силах. Когда доверие нарушено, развивающаяся личность вынуждена рассчитывать на себя, и получает уверенность всеми доступными способами, не всегда общественно полезными.