Капризы ребенка могут вызывать разные эмоции у родителя: тревогу, раздражение, вину и т.д.
Юлия Кузнецова, психолог онлайн-платформы Грань.рф рассказала, как правильно реагировать на капризы ребенка.
И это абсолютно нормально, особенно в том случае, если родитель не знает, как правильно отреагировать, ощущает растерянность: с одной стороны, хочется быть «хорошим» родителем.
С другой – как можно скорее добиться того, чтобы ребенок успокоился.
Что вообще представляют из себя капризы? Как правило, когда ребенок капризничает, он начинает плакать, кричать.
До определенного возраста это наша единственная возможность сообщить родителю о наших потребностях, особенно, когда речь еще не сформирована, т.е. примерно до 3 лет.
После этого капризы из простого средства коммуникации при определенных условиях могут превратиться в средство манипуляции. Почему так происходит?
Когда ребенок плачет, естественная реакция родителя – как можно скорее выявить и удовлетворить актуальную потребность.
При этом, у малыша еще только-только начинает развиваться самосознание, в т.ч. осознавание собственных потребностей, то есть он еще не сам не способен понять, чего он сейчас хочет.
От этого задача родителя усложняется – нужно в первую очередь правильно определить, что именно сейчас нужно ребенку: поесть, поспать, побыть на руках, в эмоциональном контакте и т.д.
При этом по мере взросления потребности ребенка дифференцируются, все большую значимость приобретают социальные потребности: например, в контакте, объятиях, похвале, совместной деятельности.
Для взрослого эти потребности может быть тяжелее определить в сравнении с базовыми биологическими нуждами. А иногда и удовлетворить их бывает труднее: в силу занятости, необходимости решения различных бытовых задач и т.д.
Поэтому родитель может некоторым образом «подменить» удовлетворение этих желаний другими: например, вместо эмоционального контакта предложить сладкое, вместо времени вместе – новую игрушку.
Со временем ребенок усваивает этот паттерн, и так коммуникация становится манипуляцией.
В то же время, исходя из первоначальной своей функции, капризы могут стать способом развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
Для этого важно реагировать на реальные потребности ребенка, называть их ему и помогать в их удовлетворении.
Например, если малыш капризничает вечером, его можно взять на руки и сказать: «Сейчас ты расстроен, потому что ты устал и хочешь спать, пойдем готовиться ко сну».
Таким образом, мы формируем у ребенка способность отслеживать и понимать свое состояние, а также предлагаем ему пути удовлетворения потребности.
Для взрослого человека это кажется очевидным, но на самом деле даже таким простым вещам нам нужно учиться так же, как ходить или говорить.
А вот если капризы уже превратились в средство манипуляции, то важно перестроить сложившийся паттерн.
Родитель должен отзываться на потребности ребенка и быть рядом, но при этом терпеливо не поддаваться на провокации.
Важно показать ребенку, что его видят и слышат, но опыт фрустрации (отсутствия немедленно удовлетворения желаний) так же важен для развития эмоционально-волевой сферы.
Вместо этого, лучше спокойно объяснить ребенку, что сейчас с ним происходит, почему он капризничает, и почему его желание не может быть немедленно удовлетворено.
Для этого родитель должен быть сам эмоционально устойчив и терпелив, поэтому необходимо помнить о заботе о себе.