Мамам школьников: инструкция самосохранения

02.10.2022 17:17
Обновлено: 04.04.2023 08:13

Начало учебного года - стрессовое время для матерей школьников.

Первое и самое главное - нужно помочь ребенку морально подготовиться к школьному распорядку дня.

Ребенок может резко стать непослушным и капризным, делать все наперекор - а в рабочей суете совершенно нет сил с пониманием реагировать на такое поведение. Кроме того, к этому добавляются вопросы домашнего задания, и родители невольно начинают добавлять функции недоброго контролера, искренне пытаясь хоть как-то выделить силы и внимание на дополнительные обязанности.

Атмосфера в семье резко становится наэлектризованной, и про себя и родители, и дети скучают по тихим семейным вечерам, чувствуя себя заложниками нервозности. 

Подробнее расскажет Евгения Key - психологический консультант.

Фото: Pixabay

“Правило кислородной маски” - самое главное

Уже всем известно правило кислородной маски в самолете - сначала себе, потом ребенку. Это правило в повседневной жизни вступает в конфликт с убеждением, передающимся из поколение в поколение - “все для ребенка”. Сразу всплывают фразы, вызывающие чувство стыда: “Что ж ты за мать такая! Себе внимание уделила! А твой ребенок…”. Эта установка толкает родителей на излишний контроль своих детей, который порождает конфликты.
Поэтому очень важно понимать: почему я сейчас взаимодействую с ребенком? Я искренне хочу ему помочь, или же я убегаю от навязанного долга?
 
Если вы понимаете, что делаете “через не хочу”, “потому что надо” - нужно взять паузу и сделать шаг в сторону. Вам срочно нужно решить простое уравнение для самой себя:
я сейчас опустошенная + какое-то действие, сделанное для себя любимой = искренний интерес к помощи ребенку.

Как быстро перезагрузиться?

Секрет быстрой перезагрузки прост - сфокусируйте свое внимание на восприятие мира через другие органы чувств. Человек привык визуально оценивать обстановку, а дальше воспринимать происходящее только через свои мысли. Многие сталкивались с ситуацией, что вроде человек сидит в комнате, однако в мыслях он непонятно где находится. И именно это несоответствие и забирает большинство сил у людей: во время такого мыслительного процесса органы чувств “отключены”. Именно поэтому после рабочего дня за компьютером резко накатывают болевые ощущения и чувство усталости: в течение дня человек просто не слышал сигналы своего тела.

Попробуйте осознанно сделать вдох и выход. Какой воздух на вдохе? Какой на выдохе? Почувствуйте эту разницу температур. Почувствуйте состояние слизистой носа.
Закройте глаза или расфокусируйте взгляд и послушайте пространство вокруг себя. От электрических приборов в комнате до шума звуков улицы. Сколько таких “звуковых линий” насчитаете? Проведите рукой по поверхности дивана или стола - и также воспримите эту информацию слухом.

Переведите внимание на свои тактильные рецепторы: как тело реагирует на одежду? Какие ощущения в стопах ног?
 
Если выделить время для себя и пить чай, листая ленту в телефоне или смотря телевизор - снова получится ситуация, что мысли не соответствуют физически ощущаемой действительности. Поэтому попробуйте, принимая душ или заваривая себе чай, полностью уйти в чувственные ощущения. Даже после одной минуты такой практики вы с удивлением почувствуете ощущение перезагрузки.

Работа с фоновым раздражением

Наше внимание подмечает все до мелочей, просто мы многое не осознаем. Например, холодильник весь в пятнах уже стоит долгое время. Мы не фокусируем внимание на этом, однако фоново у нас есть мысль необходимости его отмыть. И таких фоновых дел накапливается достаточно много, и это влияет на эмоциональное состояние в целом.
Для того, чтобы не копилось это неосознаваемое недовольство, есть хорошая игра-практика.
Когда вы находитесь в квартире, задайте себе вопрос - какие три вещи мне сейчас здесь приятны? А какие три вещи я хочу изменить?
Здесь важно то, что мы концентрируем внимание не на мыслях, усиливающих раздражение, а на своих созидательных действиях. Приучая свое внимание играя вылавливать вещи, которые хочется изменить, вы заметите, как у вас меняются мысли о предстоящей уборке, а также уменьшается фоновый уровень раздражения.

Помнить о главной цели коммуникации

Зачастую люди при общении ограничиваются вопросом “что сказать собеседнику”, упуская из виду два других важных вопроса:
1. Зачем (для самого себя) я говорю?
2. Кому я говорю?
3. И только третье - что я говорю (в какие слова я обличаю это?)?
 
Например, когда в семье начинается ссора, она разрастается за счет того, что люди просто забывают главные цели коммуникации и своих ролей.

Проверяя домашнее задание у ребенка, важно помнить, зачем все это? Часто теряется главный фокус помощи, который превращается в неприятный и порой унизительный надзор. Вопрос “кому” я говорю также теряет свою актуальность, и мама и ребенок превращается в “начальник - подчиненный”, “проверяющий - проверяемый”. И как можно заметить на своем печальном опыте, при потере этих вопросов продуктивность и качество коммуникации резко падает.

Задумайтесь, какая ваша личная выгода для самой себя ваших фраз ребенку в течение дня. Вы удивитесь, когда отследите, что большинство фраз - дежурных и идет совершенно от других социальных ролей. Личная выгода всегда кроется в ваших эмоциях и чувствах, она не зависит от действий других людей. К сожалению, на семейное общение очень сильно влияет установки “быть хорошей мамой”. Когда вы начнете освобождаться от них, вы почувствуете, как ментальная связь с ребенком укрепляется.

А какова самая-самая главная цель?

“Нужно учиться на пятерки” - эта заезженная фраза управляет большинством семей. Семейные отношения и вечера превращаются в то, что все члены семьи помогают достигнуть ребенку необходимой пятерки. Другие оценки вызывают долю разочарования и подготовку к началу “нового забега”.

Однако цель родительства - помочь ребенку адаптироваться к любым условиям. К сожалению, плохая оценка в школе становится приговором для ребенка. Родители надевают мантию судьи, и ребенок остается наедине с приговором.

Очень важно создать сценарий, когда вы словно стоите за спиной ребенка и даете ему поддержку и опору в сложившейся ситуации. Хорошая мама - эта не та, которая создала условия (любой ценой), чтобы ребенок избежал двойки, а та, которая помогла ребенку сохранить спокойствие и уверенность в себе в стрессовой ситуации.

Против такого сценария выступают снова установки “что ж ты за мать такая, если ребенок двоечник”. Однако самый важные уроки в жизни - это не школьные, а эмоциональные. Поэтому очень важно дать ребенку инструменты, как себе помогать в стрессовой ситуации. Естественно, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, нужно самой справляться со стрессом. Обратите внимание на то, как вы сами проживаете стрессовые ситуации? Какие у вас есть инструменты, чтобы восстановиться?

Есть даже такая фраза - не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Они все равно будут повторять за вами.

Пожалуйста, прочувствуйте, как вашему ребенку жизненно важно ваши ритуалы по вашему восстановлению, ваши маленькие ритуалы счастья. Эти мелочи, которыми вы сможете поделиться с детьми, гораздо важнее поучений или строгой дисциплины, которые рано или поздно создадут травматические ситуации.

Когда вы захотите уделить время и внимание себе, и у вас включится чувство стыда или вины за это, вспомните, что самое главное, что вы можете передать ребенку - это “лайфхаки”, как восстанавливаться и действовать в тех или иных ситуациях. 

Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. “Правило кислородной маски” - самое главное
  2. Как быстро перезагрузиться?
  3. Работа с фоновым раздражением
  4. Помнить о главной цели коммуникации
  5. А какова самая-самая главная цель?