Суть практически любого человека можно определить в процессе первого взаимодействия с ним. Об этом утверждают советские и российские разведчики, полковники СВР, более 3-х десятков лет работавшие в условиях строгой секретности в США на службе внешней разведки России.
Имена Андрея Безрукова и Елены Вавиловой – хорошо известны в узких профессиональных кругах. Они уехали, как говорят сами, служить в США в 80-х годах прошлого века практически сразу после свадьбы.
За несколько десятилетий никто не мог отличить идеальную американскую семью от других представителей среднего класса Америки. И даже их собственные дети, родившиеся за рубежом, ни сном, ни духом не могли даже предположить, кто их родители на самом деле.
"Для нас история началась в 80-х, нам предложили пройти подготовку и стать разведчиками. Служба внешней разведки у нас сильная. Она из обыкновенных студентов, таких как мы за короткий период времени делает профессионалов со всеми необходимыми качествами. Такое существовало и существует только в нашей стране",
рассказывает глава семьи Андрей Безруков, долгое время живший в Бостоне под именем Дональда Хитфилда. По его словам, самое сложное в разведке – это приспособится ко всем внешним обстоятельствам и поверить в собственную легенду.
Он называет работу в нелегальной разведке даже не службой, а служением. Поскольку считает, что это, в первую очередь, служение своей Родине. Их легенда раскрылась в один момент, спустя 25 лет жизни на чужбине.
Как чаще всего и бывает с разведчиками-нелегалами, причиной стало предательство одного из сослуживцев.
"В нелегальной разведке предательство является единственным фактором провала. Не помним случаев, чтобы нелегалы провалились из-за некомпетентности, плохих документов или еще чего-то. Предательство — это не российская черта. Но идет война, а спецслужбы выискивают слабых, амбициозных людей, которые любят деньги больше, чем родину".
По словам Елены Вавиловой, в прошлой жизни Трейси Ли Фоули, самым сложным после провала было объяснить сыновьям, которым на тот момент исполнилось 14 и 18 лет, о том, что они – дети русских разведчиков.
"Когда случился арест, у детей был шок. Они не могли поверить, как родители оказались русскими, да еще и разведчиками. Нужно понимать, что представление о русских у них было таким, каким они его видели в американских фильмах. Водка, черная икра, бандитские замашки. Конечно, это шок осознать, что твои родители не те, что ты думал".
Елене и Андрею после 2,5 десятилетий службы и нескольких месяцев тюрьмы в США повезло вернуться в Россию. Их обменяли на раскрытых шпионов в пользу западных стран.
"Разведчик работает на трех работах. Во-первых, на свою страну как разведчик: выполняет задание, ищет информацию. Вторая его работа — под прикрытием. Там, где он живет, есть соседи, которые должны понимать, кто вы такой и где берете деньги. У нас был бизнес, например. И третья работа очень важная — постоянный профессиональный и человеческий рост. Нам нужно было дорасти до людей, принимающих решения, до элиты. И чтобы они нас приняли, нужно обладать какими-то знаниями, быть интересными и говорить о тех вещах, которые интересны им".
Некоторые секреты своего профессионального общения разведчики-нелегалы раскрывают в своей книге «Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства».
На её страницах – не только жизнь и судьба российских разведчиков-нелегалов, но и действенные советы по выстраиванию личного и профессионального общения и достижению личностного роста.