Когда становится трудно в очередной раз отвечать на вопросы ребенка про школу: «зачем мне это нужно» и «как мне это пригодится в жизни», — то становится ясно, что ответ «есть такое слово “надо”» уже не удовлетворит школьника.
Угрозы не поступить в вуз и стать дворником звучат не так уж и страшно, конфеты и игрушки уже не работают в качестве поощрения, и ссориться тоже не хочется.
В конце концов, многие родители приходят к тому, чтобы мотивировать детей к учебе с помощью денег.
Вместе с экспертом по финансовой грамотности Домашней школы «ИнтернетУрок» Марией Качуровской мы разбираемся, стоит ли платить мотивировать хорошую учебу деньгами и какие есть альтернативные способы.
Почему кто-то платит детям за учебу
Вопрос мотивации всегда непростой. Все мы разные, и каждому нужна своя поддержка. На кого-то хорошо действует похвала, кому-то достаточно понимать будущие перспективы, чтобы уверенно идти к цели, а кого-то отлично вдохновляют материальные блага.
![Стоит ли платить ребенку за пятерки в школе? Мнение эксперта дети](https://www.tut-news.ru/sites/default/files/2022-02/teacher.jpg)
Мотивировать детей деньгами в последнее время становится всё более распространенной практикой. Родители платят за хорошие оценки и домашние дела: уборку, вынос мусора, мытье посуды, присмотр за младшими братьями и сестрами.
Безусловно, денежная мотивация работает не только для детей, но и для взрослых. Но вспомните себя: на работе за счет одной только денежной мотивации далеко не уедешь, а вот всякие нематериальные поощрения и элементарная похвала от начальства порой спасает от выгорания лучше любой премии. И именно поэтому не стоит использовать только лишь денежный способ мотивации.
Плата за учебу — плюсы
Среди преимуществ такой политики родителей можно отметить, что даже если уже никакая другая мотивация не работает и все попытки кажутся безнадежными, то есть хотя бы такой способ заставить ребенка учиться.
Еще один плюс — ребенок учится самостоятельно распоряжаться своими средствами, начинает понимать, что у каждого труда и продукта есть своя цена, учится планировать свой бюджет и относиться к нему более серьезно. Когда ребенок зарабатывает свои первые деньги, он познает их цену и познает основы финансовой грамотности. Вопрос только в том, правильно ли платить деньги именно за учебу.
Плата за учебу — минусы
На мой взгляд, стоит обратить внимание и на обратную сторону медали. Учеба — это все-таки обязанность ребенка. И важно научить его понимать, что у каждого человека есть обязанности, которые не оплачиваются. Например, для родителей — это уход за своими детьми, для детей — помощь родителям и учеба в школе.
К слову, это касается и дел по дому. Стоит ли платить ребенку за то, что он убрался у себя в комнате, если это его прямая обязанность? Маме ведь никто не платит за то, что она пылесосит и готовит, а папе — за то, что он выносит мусор и вкручивает лампочку.
При оплате обязанностей у ребенка может произойти подмена понятий. В таком случае, материальная мотивация будет работать только первое время, а в дальнейшем ребенок может начать отказывать вам в выполнении элементарных просьб, требуя за них оплату.
Какие есть альтернативы
Начнем с того, что деньги на карманные расходы лучше выдавать фиксированной суммой вне зависимости от оценок.
Лучше попробовать найти другой способ мотивации. Проведите беседу с ребенком, узнайте, чего бы ему хотелось, что будет стимулировать его трудиться и получать отличные оценки.
Если от материальной мотивации отказаться трудно, то можно заменить деньги на подарки, но только за серьезные достижения. Конечно, для кого-то вариант «айфон за пятерку в году по физике» покажется чрезмерным, но есть и другие хотелки, которые вполне способны сподвигнуть на существенные успехи в учебе.
Можно попробовать полностью уйти из материальной плоскости. Может быть, вашему ребенку не хватает внимания и понимания в том, что касается учебы. Попробуйте чаще обсуждать происходящее в школе: что интересно и понравилось, что скучно и не понравилось и почему, что нового сегодня удалось узнать. Не ругайтесь из-за двоек и троек, но поощряйте старание и хвалите за четверки и пятерки.
Вместе с тем объясните, что эти самые пятерки нужны не вам персонально. В виде оценок в дневнике (причем не всегда достоверно) отражается прежде всего знание и понимание. А это то, что действительно важно.