Все иногда замечают, что у детей есть момент, когда им хочется помочь.
Но что под собой подразумевает понятие просьба?
Есть просьба, а есть приказы, но многие родители путают эти понятия. Когда существует подмена понятий, это сразу начинает проявляться, особенно у ребёнка более старшей возрастной группы.
В период после 10 лет (средний или старший школьный возраст), просьбы начинают блокироваться ребенком и он их не выполняет в качестве протеста, особенно если они были озвучены, как приказы.
Подробнее рассказывает эксперт семейный врач Валентин Шишкин.
Есть 2 типа просьб:
- Просьбы, которые базируются на взаимообмене: ты мне, я тебе.
- Просьба как взаимоуважение и проявление любви.
Проявление любви, взаимоуважения формируется только на основании личного примера. То есть когда вы, например, берёте и выполняете какие-то просьбы своих родственников. Вы должны проговаривать это ребёнку, объяснять ему, почему вы так делаете, для чего это нужно, и научить ребёнка, опять же, получать удовольствие от выполнения просьб других людей.
Но здесь у детей формируется понимание, что когда они выполняют просьбу - они получают бонусы, в этом случае они начинают делать какие-то вещи, о которых их не просят. Пытаются выслуживаться и тем самым получить бонусы, например, более лояльного отношения к себе и тому подобное.
Наш социум направлен на зарабатывание баллов, продвижение по карьерной лестнице, но здесь нужно объяснить, что проявление заботы, когда тебя не просят что-то делать, и ты видишь, что реально человек нуждается в твоей помощи или не нуждается.
Нужно объяснить, что всё равно решает именно ребёнок. В данном случае, если его не просят, а он сам принял решение помогать, то он берёт на себя ответственность за выполнение действия в отношении человека. Если же его кто-то просит, то, соответственно, за эту просьбу берёт на себя ответственность за её выполнение тот, кто просит.
Ни в коем случае нельзя постулировать на непосредственно сам факт выполнение просьбы по причине старшинства, например.
По окончании выполнения просьбы нужно зафиксировать сам этот факт: словесно поблагодарить ребёнка, просьба должна всегда заканчиваться благодарностью, но опять же, не какими-то такими бонусными вещами. Это не должно превращаться в покупку, иначе может быть так, что ребёнка просишь, а ему что то за это будет. Просьба должна быть объяснена ребёнку, что она исходит от родителя, потому что он нуждается в настоящий момент времени, именно в выполнении этой просьбы со стороны конкретно ребёнка. Не потому, что он обязан это выполнять, а потому, что он является тем самым человеком, который в настоящем времени имеет могущество, скажем так, выполнить это в данный момент времени.
Либо 2 вариант: нужно сами просьбы обыгрывать согласно возрасту ребёнка, то есть в игровой форме, приучать.
Не выполняют их дети по 3 причинам:
Первое - просьба со стороны взрослого идёт в приказном формате, причём это может быть не прямой, приказной формат, а скрытый.
Второй аспект: у ребёнка нет взаимодействия со взрослым в плане того, что он не видит своей важности для взрослого во время выполнения той или иной просьбы.
Третий аспект: просто упущен нужный момент и ребёнок стал ленивый.
Выполнение просьб крайне важно, поэтому как раз 3 вариант возникает тогда, когда ребёнок воспитывается в раннем детском возрасте в состоянии гиперопеки, а родители не дают ему самостоятельности. И соответственно, тогда с такого ребёнка что-то требовать невозможно. То есть он просто физически не знает, как выполнить то или иное действие в плане просьб, что у него психологические барьеры или он не знает, как это делать.