Ребёнок и игры: плюсы и минусы. Единого мнения психологов по поводу влияния компьютерных игр на детей нет.
Главное, не допускать в этом вопросе категоричности: запрещать играть ребёнку в компьютер так же глупо, как допускать, чтобы он играл в него целыми днями.
Более подробно этот вопрос раскрывает психолог-психотерапевт, коуч Юлия Ватутина.
Компьютерные игры имеют как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребёнка. Вот некоторые из положительных аспектов игр:
- Развитие когнитивных навыков. Некоторые игры требуют от игроков решения логических задач и стратегического мышления, что способствует развитию когнитивных навыков ребёнка.
- Улучшение моторики. Игры, которые требуют быстрой реакции и точных движений, могут помочь в развитии моторики и координации движений рук.
- Социальное взаимодействие. Многие современные игры предлагают возможность играть онлайн с другими игроками, что позволяет детям развивать навыки коммуникации, сотрудничества и управления конфликтами.
- Возможность творчества. Некоторые игры позволяют игрокам создавать свои уровни, персонажей или истории, что стимулирует творческое мышление и фантазию.
- Эмоциональный всплеск. Ребёнок выплёскивает свои эмоции (в том числе и негативные) в виртуальном мире, что освобождает его психику и снижает риск эмоциональных срывов в реальной жизни.
Отрицательные аспекты:
- Зависимость. Продолжительное и непрерывное игровое время может привести к проблемам с зависимостью от компьютерных игр. Это может негативно сказаться на учебе, навыках социального взаимодействия и физическом здоровье ребёнка.
- Насилие и агрессия. Некоторые игры содержат насилие и агрессию, которые могут негативно повлиять на эмоциональное состояние и поведение ребёнка, особенно если они неспособны отличить виртуальное от реального.
- Снижение физической активности. Длительное время, проведенное перед экраном, может привести к снижению физической активности и проблемам со здоровьем.
- Воздействие на поведение и ценности. Игры могут влиять на мировоззрение и ценности ребёнка, особенно если они содержат, насилие, стереотипы и другие неприемлемые социальные явления.
Важно отметить, что влияние компьютерных игр на ребёнка может зависеть от контента игр, длительности игрового времени, возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей.
Родители должны мягко контролировать игровую активность ребёнка, чтобы обеспечить баланс между играми и другими аспектами жизни.
Влияние компьютерных игр на детей: исследования психологов
Влияние компьютерных игр на детей относительно недавно стало темой для психологических исследований. Результаты пока противоречивы: одни исследования опровергают другие.
Например, доктор Дуглас Джентайл, профессор психологии в Университете Иовы, проводил исследования в области влияния компьютерных игр на агрессивное поведение и школьную успеваемость.
Его исследования показали, что длительное и интенсивное игровое время может быть связано с повышенной агрессивностью и снижением школьной успеваемости.
Но его коллега доктор Джейн МакГонагал, американская исследовательница и разработчица игр, наоборот, подчёркивает положительные аспекты игр, такие как развитие социальных связей, повышение мотивации и смыслового опыта.
Она также считает, что игры могут быть средством для решения реальных проблем и развития лидерских навыков.
На положительных аспектах компьютерных игр делала акцент и Андреа Браунсон, профессор психологии в Университете Сент-Томаса, которая провела исследование влияния видеоигр на развитие креативности у детей.
Результаты исследования указывают на то, что видеоигры могут стимулировать творческое мышление и способствовать развитию креативности.
Также исследователи в области психологии игр утверждали, что многопользовательские онлайн-игры могут способствовать развитию сотрудничества и коммуникационных навыков у детей.
Вопрос о влиянии компьютерных игр на детей остаётся предметом активных дискуссий среди психологов и учёных.
Результаты исследований значительно отличаются, поэтому важно рассматривать разные точки зрения и учитывать контекст и конкретные особенности каждого ребёнка.