Всякая реальность у людей – психическая, с опорой на рассуждения, чувства, инстинкты и возможности; так формируются реакции на все – ограничения зарождаются только в голове человека.
Формирование понятийного аппарата не происходит случайно, а является результатом взаимодействия трех основополагающих элементов — когниции, опыта и эмоций. В первом случае мы имеем дело не только с стереотипными, но и с сравнительными характеристиками.
Любые эмоции участвуют в процессе познания, а познание связано с страданием и размышлением, переоценкой ценностей, - считает психолог Андрей Кашкаров.
Когнитивная сфера, опыт и эмоции
Однако, сложность понимания в том, что у каждого есть определенный набор-уровень ментальных возможностей, которыми каждый из нас располагает и составляет свое, подчас субъективное видение отношений, предмета, объекта и привязанности.
То есть способность сравнивать и рефлексировать – делать выводы также крайне важна и прямо связана с накапливаемым в течении жизни опытом (в том числе опытом личных отношений в паре). По меткому выражению А.С. Пушкина опыт – «сын ошибок трудных» - побуждает реакции человека на обстоятельства и события.
Врожденные реакции наследуются генетически и не требуют обучения. К примеру, такова реакция на боль физическую или душевную (моральную); это индивидуальные характеристики человека. Понятие и понимание любви – реакция сложная и многофакторная, связанная как с врожденным, так и с опытной (приобретения знания через чувства) компонентой.
Эмоции не связаны с каким-то конкретным аффектом, но участвуют в процессе познания (и желания познавать) неповторимую в мире личность другого. «Он забрал с собой свой мир и целый мир оставил мне», - это один из результатов корректного переосмысления личных отношений, насыщенных высокими чувствами, когда подчас «отпускает» даже инстинкт самосохранения.
Чувственные эмоции для изменения психической реальности чрезвычайно важны, поскольку они участвуют в модуляции внимания. Недостаточно, чтобы человек имел представление о любви и опыт любви; необходимо также, чтобы опыт постоянно переосмыслялся, только тогда возникает чувство необратимости и незаменимости Другого.
Понимание необратимости требует времени, именно поэтому, несмотря на примеры «любви с первого взгляда» гораздо чаще людям в паре нужно время, чтобы понять не случайность интереса друг к другу.
И незаменимость друг друга. Иногда «искра интереса» решает все, являясь необходимым элементом положительного удивления (в рутине обычных отношений, скажем, на службу – с коллегами противоположного пола).
Отсюда высокое чувство можно позиционировать и как эмоциональный механизм, обеспечивающий не только жертвенность ради другого, сострадание, но и интерес, основанный на желании самореализации. Среди прочих эмоций и аффектов на манер страдания, скорби, любопытства, замешательства, голода, страха и других, именно любовь (наравне со страхом) оказывает сильнейшее эмоциональное возбуждение на психическую реальность человека.
Когниция, опыт и эмоции обязательно должны присутствовать, чтобы понимание эмоциональной сферы сформировалось и его можно было идентифицировать самому человеку. Эти элементы взаимодействуют и влияют друг на друга таким образом, что высокий уровень развития одного из них может компенсировать относительно низкий уровень других.
К примеру, особенно начитанные, сензитивные (восприимчивые) и интеллектуально развитые натуры могут обойтись и без избыточного опыта любовных отношений, в то время как другие, не имеющие такого опыта и интеллекта, нуждаются в освоении личных отношений буквально – на практике.
Особенности коммуникативных реакций
Людям свойственна очень сложная система коммуникации, с помощью которой объясняют и понимают все что угодно, в том числе любовь. А парадокс в том, что понятие любви и привязанности (столь отличное у разных людей – так бывает) формируется даже без прямо соприкосновения с ней – с этим высоким чувством.
Отсюда некорректно утверждать, что, условно говоря, человек с ограниченными возможностями здоровья или, к примеру, человек безотносительно гендера сохранивший себя до старости без опыта сексуальной связи, знает о высокой любви меньше, чем тот, что не манкировал любыми возможностями испытать ее, в том числе физиологическую составляющую.
Все это верно, а главное условие – ненарушенный интеллект. Поэтому человек может знать и понимать высокое чувство, даже не испытывая его, но обладая эмпатией, состраданием к другому, или знакомясь с чужим опытом, к примеру, из книг или переосмысливая объекты искусства.
Разумеется, надо понимать, что любовь может проявляться между людьми в разных формах, с разными элементами. Главное ее воздействие на психическую реальность человека – невозможность сознательного выбора - «неотверженность», а подчас и нелогичность действий; это когда «говорят сердца», а не разум. Впрочем, эмоциональная сфера как часть психической реальности может проявляться в конкретном человеке не только в положительном, но в любом другом ключе.
К примеру, мстительный человек «так любит, что аж мстит». Нарциссический тип больше склонен «любить чувства другого к себе», но не готов меняться для другого. Да, бывает и такое. Кто-то скажет, что в последних примерах «не любовь» и вовсе.
Вопрос может стать дискуссионным, но можно обоснованно полагать и так, что мы рассматриваем разные формы одного и того же высокого чувства, делающего людей друг для друга незаменимыми. Еще более частный случай, когда привязанность и влюбленность путают с любовью.
Относительность выводов
Мы еще многого не знаем о системах коммуникации у других видов, так что наука может изменить и это (выше) условное представление. К примеру, слоны вынашивают детенышей 22 месяца. Но можем ли мы говорить четко о том, что их «любовь» к друг другу глубже или надежнее? И да, и нет.
Да, по условной аналогии потому, что чем труднее достается результат (в принципе во всех сферах, включая и эмоциональную – страдания) – тем он более ценится и им дорожат. С другой стороны, у человека может быть много детей, но это не значит однозначно, что он не ценит отношения и близость с любимой женщиной по аналогии с сентенцией «кто много говорит о любви – тот плохо любит».
Очень осторожно надо быть с выводами, и даже они могут быть небезупречны. Вспомним и другую сентенцию, о которой нередко забывают обыватели в коммуникации и комментариях: ученый не пытается что-то кому-то доказать, а только старается установить факты, используя валидную методологию. Поэтому, как бы ни хотели «объяснить все и всем», вопрос «что такое любовь» во многом остается открытым.
Но даже из этого краткого анализа мы увидим главное. Любовь влияет на психическую реальность человека и изменяет ее, по сути изменяет поведение (реакции) человека, иногда необратимо.
Так былой опыт накапливается и корректирует поведение. К любви человек стремиться подсознательно, как к сфере сопереживания, сострадания, сочувствия к другому. Эти понятия в наш турбулентный век кажутся непопулярными, однако изменить их одушевленный (человек) не в состоянии.
И так или иначе желание дарить эмоции другому даже в ущерб себе (это условно, поскольку «ты даешь, а у тебя прибывает – чувств) является одной из удивительных, но и реальных загадок природы.