Дети учатся на примере не столько родителей, сколько вообще – восприимчивы к тому, что видят вокруг себя.
Маленький ребенок подсознательно тяготеет к маме – к привычному и безопасному теплу, молоку, нежности, защите.
Психолог Андрей Кашкаров вместе со своей командой проводил исследования в ИСПиП им. Валленберга с опросами (по согласию родителей) детей разного возраста – от 4 до 11 лет с целью понять уровень страха перед неизвестным.
Общая выборка составила более 400 человек, это репрезентативный показатель. И оказалось, что чем старше ребенок, тем меньше стрессовых факторов, которых он не осознает. То есть 11-ление говорили более откровенно о том, что их беспокоит. А малыши (кроме слов «боюсь») не могли это развернуто объяснить. Но это нормально. Понимать надо так – боюсь почти всего. Особенно того, чего не знаю.
По результатам исследования сделан вывод: подобно актуальному для взрослого: «человек боится того, что знает о себе сам», ребенок боится почти всего, чего не знает сам, и с учетом его небольшого опыта жизни такие опасения понятны.
Затем был рассмотрен феномен страха, и оказалось, что эта сильнейшая человеческая эмоция проводит к вполне прогнозируемым и даже понятным последствиям. Если ты боишься, то и защищаешься. Всеми мерами. Иногда от страха нападаешь первым.
Доступные ребенку в возрасте 4-5 лет возможности защиты не очень велики, поэтому он, во-первых, подсознательно пытается укрыться «в домике» и под защитой сильного (мамы), во-вторых, он тоже хочет «быть сильным», и видя вокруг себя так или иначе механизмы и примеры подавления слабых, сам начинает диктовать волю тем, кто слабее его – «условия».
Так зарождаются (не без примера, конечно) попытки издеваться над насекомыми, птицами и условно слабыми животными. Так же совершенствуются с опытом попытки влиять на других детей, тех кто слабее, младше, молчаливее, условно безответных.
Жестокость детей – современный моветон. Образовавшийся, впрочем, далеко не вчера. Но надо ли удивляться? Если перед глазами в реальной «жизе» и систематически много криков, агрессии, несправедливости, наказания по непонятным вполне аргументам, доминирования над слабым, такое воспринимается как «норма». К тому добавляется отрицательный опыт переживаний (страданий – а сие отлично помнится ребенком и в последующие годы, если с ним проблему не отработать профессионально или хотя бы родительским искренним участием и поддержкой) как следствие того, что над ним самим (слабым) издевались старшие или более сильные дети в детском саду, родители, братья (сестры).
Все это из «нормы» перерастает в сознание права силы, и может иметь целый пул дурных последствий для других детей, что и происходит нередко. Вопрос уровня жестокости риторический: чем больше отрицательный опыт ощущения издевательства, чем больше возможностей при случае «отмстить», тем больше и жестокости.
Мстят всем – более слабым: и детям, и взрослым, даже родителям, когда набираются достаточной силы противостояния (в подростковом возрасте), а аргументы в защиту позиции всегда находятся.
Неразделенная в детстве и юности любовь в принципе – тоже повод для жестокой мести. Только не все это проговаривают, и не все аналитически понимают причинно-следственную связь.
Итак, страх самостоятельной жизни, непонятных угроз (их у ребенка большинство) приводит не только к энурезу, но и к желанию ответить при случае, ответить более слабому, ответить за свои страдания вольные или невольные.
Усугубляющим фактором являются условия, в которых проявляется жестокость: если это показательное действие в группе лиц, в компании, то жестокость усиливается тем, что почти безнаказанно можно не одному «мстить», а с поддержкой, раскрывая в группе лиц глубинные отрицательные переживания из собственного детства, на манер – так было когда-то со мной, поэтому «вот тебе, получай». Дедовщина в армии, когда такие факты и элементы имеют место, тоже имеет сии глубинные корни.
Вот почему, воспитывая детей, очень важно внимательно следить за каждым, даже не проговариваемым, не высказанным (не объясняемым им) проявлением поведения ребенка, вовремя оказав максимальную поддержку и компенсировав переживания положительными эмоциями можно предотвратить многие проблемы подростка и взрослого.