Вопрос ребенка «Откуда берутся дети?» всегда ставит в тупик.
Почему-то чаще всего он задается в общественном транспорте, в очереди в больнице, по дороге в школу... А там двумя словами не ответишь. Да и тремя тоже.
Очень сложно подобрать корректные фразы слёту. Получается, что каждому родителю нужно заранее приготовиться к этому разговору и начать отвечать, как отличник на уроке - с чувством, с толком, с расстановкой. Отчасти да. Подробнее рассказывает эксперт сетевого издания «ТутНьюс» детский писатель Светлана Кривошлыкова.
Есть несколько универсальных правил:
- Уточните, что именно хотел узнать ребенок. Чтобы не получилось, как в анекдоте про стих: «И волны бьются О БОРТ корабля», помните?
- Не ищите судорожно ответ. Ваша нервозность может сыграть злую шутку и показать, что тема странная, неловкая, сложная для взрослых. Возьмите паузу, это честно.
- Продумайте свою речь. Возможно, отрепетируйте. Вы сами услышите, как звучит голос – дрожит ли, запинаетесь ли… Не ничего хуже, чем показать ребенку табуированность этой темы и отбить желание спрашивать у родителей. Интернет точно худшая альтернатива.
- Говорите на понятном для возраста ребенка языке. Каждому возрасту соответствует свой словарный запас для объяснения происхождения детей. И дело не в том, что слова могут быть сложными, а в способе мышления ребенка в конкретном возрасте.
- Краткость в этом деле помощник. Не раскрывайте тему шире, чем вас спросил ребенок. Это вызовет еще больше вопросов, которые он бы задал гораздо позже.
- И, наверное, самое главное правило – напоминайте ребенку, что вы всегда готовы ответить на любые его вопросы, даже если вам понадобится для подготовки некоторое время.
Что стоит говорить в зависимости от возраста:
3-4 года: очень часто этот вопрос возникает у детей после непродолжительного нахождения в детском саду. Там для ребенка становится очевидным, что мальчики отличаются от девочек, и именно этот момент стоит прояснить, не больше.
5-7 лет: чаще всего дети этого возраста задают вопрос на тему «как ребенок появляется в животике». Без анатомический подробностей стоит рассказать, что ребенок появляется из соединения двух клеток, растет в животе и рождается через 9 месяцев (достают из живота).
Ни в коем случае не стоит рассказывать детям про капусту, аиста и прочие «альтернативные версии». В какой-то момент в детском обществе им будет очень неприятно узнать от сверстников, что родители его обманули.
8-10 лет: это возраст некоторых подробностей. Кто-то в классе уже поделился «тайной информацией» и вопросов стало в разы больше. В этом возрастном диапазоне помогут специализированные книги. Там и картинки без особых подробностей, и присутствует интимность процесса познания информации – можно хихикать, рассматривая картинки.
11-13 лет: возраст физиологических изменений. Ребенок видит себя и других по-другому, понимает, что это важная часть жизни любого взрослого. В этом возрасте разговоры прямые, правдивые. Больше стоит уделить внимание гигиене, изменениям в теле (голос, рост, фигура), интересу к противоположному полу, важности предохранения на перспективу.
14-17 лет: ничего нового вы уже не расскажете. Самые важные слова родителя теперь – я тебя принимаю, я тебя слышу, с тобой все хорошо. В этом возрасте стоит рассказать о последствиях «альтернативных» способов защиты и ЗППП. Главное – не читать нотации. Максимально дружелюбный формат, рассказы о своем опыте (без подробностей), без непрошенных советов.
Данная возрастная шкала условная, потому как на познания ребенка в данной области влияет многое – наличие старшего брата/сестры, «продвинутая» компания в школе, доступ в интернет без ограничений и контроля. Присмотритесь к ребенку, задайте наводящие вопросы (А тебе кто-то из детей в школе нравится? Чем?) и тогда вы не упустите момент, когда нужно подкинуть книгу или средство предохранения.