Ваш ребенок игнорирует домашние задания, пропускает уроки и не проявляет былого желания учиться. Вы получаете замечания от учителей, видите в электронном дневнике лишь тройки и двойки.
Вы не можете заставить своего подростка сесть за книги, в ответ он лишь злится или замыкается в себе. Дома нарастают скандалы, вы переходите на крик, но ситуация не меняется. У вас опускаются руки, но понимание, как помочь своему ребенку не появляется.
В чем причина?
Снижение успеваемости и синдром “не хочу учиться” возникают по двум причинам, рассказывает эксперт по вопросам семейного образования, основатель «СОтворчество» Анастасия Колпакова-Калмыкова.
Первая – ребенку трудно. Вторая – ему слишком легко. При этом не важно, где учится ребенок: в государственной школе или частной, с репетитором или на семейном обучении. Прежде всего стоит разобраться, в чем именно проблема.
Трудности могут быть различного характера:
- Ребенок не сконцентрирован и не может бросить все свои дела, они ему намного интереснее, чем выполнение домашней работы.
Родителям необходимо провести анализ. Понятие “учиться самостоятельно” складывается из разных пунктов. Важно выяснить, что происходит на самом уроке и как включается в образовательный процесс сам ребенок.
Для того, чтобы ребенок самостоятельно сел за домашнюю работу, он должен выделить на это время. Если нет строго выстроенного графика и режима дня, когда ученик понимает, что сейчас я могу отдохнуть, а сейчас время идти на секции, а через час я должен открыть книгу, то процесс обучения будет приносить тревогу и нежелание заниматься им.
- Предположим, что ситуация иная. Ребенок садится сам за уроки, но не понимает, что от него требуется.
Иногда ученик пропускает одну тему, а дальше все накапливается как снежный ком. Все начинается еще в начальной школе и в проблеме чтения.
Школьник читает задание и не вникает в суть вопроса. Он не может выстроить логическую цепочку и не находит решения. Определенным детям сложно читать, а также не наработан навык письма с первого класса. Во втором и третьем классе ребенок должен уже думать не над тем, как верно соединять буквы, а как использовать правила.
Если ребенок плохо читает и осмысливает прочитанное, то ему, соответственно, сложно структурировать текст и работать с ним. Все это приводит к тому, что к 6-8 классу накопленное раздражение и непонимание преобразуются в бунт и ненависть к учебе.
- К этому времени в организме происходит гормональная перестройка, психика становится особенно восприимчивой, проблемы наслаиваются друг на друге: снижение успеваемости, упреки учителей и родителей, насмешки одноклассников.
Ребенок либо копит раздражение, либо становится безразличным, часто погружаясь в свой виртуальный мир. Он концентрирует внимание на других проблемах, а учеба волнует его в последнюю очередь. Открытый диалог без осуждения и нападков помогут выявить истинную причину.
Возможно, здесь есть безответная влюбленность или буллинг в школе. Ребенок не нашел свое место в классе и свою компанию, он чувствует себя аутсайдером, что противоречит конкретно его типу характера. Здесь нельзя игнорировать проблему и считать, что она преувеличена. Обратитесь к специалисту, который сможет разговорить ребенка и устранить проблему.
Что необходимо сделать родителям
Принять, что за нежеланием учиться скрывается посыл “мне трудно” и крик о помощи. Это проблему стоит начать разбирать дома: на каких предметах трудно, что непонятно, как ведет урок педагог, нужно ли дополнительно заниматься, а уже потом разговаривать с учителями.
Часто родители не уделяют достаточного внимания урокам в начальной школе, считая, что это научит ребенка самостоятельности и ответственности. Но к 9 классу, когда начинается ОГЭ, родители бьют тревогу и дожимают ребенка требованиями включиться в обучение. Здесь необходимо снизить уровень своих ожиданий от своего чада и искренне поинтересоваться у него, чем вы можете помочь. Если до 7 класса у ребенка не было отличных оценок, то вдруг неожиданно в старших классах он не станет отличником без сторонней помощи.
Если же проблема только в определенных предметах, по ним возможно потребуется репетитор. Он должен быть в помощь, а не дополнительной нагрузкой. Он должен помогать решить проблемы здесь и сейчас. Для этого необходимо заниматься не по программе репетитора, а по школьной программе, чтобы как можно скорее выйти из “ямы”: пришел на урок – решил задачу, получил положительную оценку. Родители таким образом помогают ребенку попасть в ситуацию успеха.
Если проблема со всеми предметами, то стоит договориться с педагогами, что вы идете на уровень тройки. Если диалог с учителем можно выстроить, то стоит попросить его задавать упражнения и задачи пониженного (начального) уровня сложности, которые подготовят его к общему уровню класса. По этому поводу не стоит нервничать. Шаг за шагом ребенок будет обретать уверенность в своих знаниях.
Восстановить интерес к учебе возможно только в том случае, если родители не пустят все на самотек. Порицания и ругань “да когда же ты возьмешься за голову” не помогут. Будьте открыты к диалогу, родителям стоит вовлекаться в проблемы своего ребенка. Только когда вы будете знать истинные причины снижения успеваемости и безразличия к обучению, вы сможете помочь преодолеть все трудности на пути к хорошим отметкам.
Ранее мы писали, как связаны деньги и любовь.