Когда я училась в институте, мы много времени проводили вместе с одногруппниками – гуляли в парках, ходили в кино, на выставки, в бары и рестораны.
Такая обычная студенческая жизнь. Что смущало каждого из нас? Постоянное присутствие мамы одной из наших одногруппниц.
Рассказывает эксперт, президент благотворительного фонда «Добросердие» Надежда Корсакова.
На вопрос: почему твоя мама всегда с нами на каждом мероприятии? Мы получали ответ: моя мама – мой друг, мы всегда и везде вместе.
Что же такое дружба?
Вот определение из психологического словаря: «Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений …, характерный взаимной привязанностью участников…, в стремлении быть в обществе других людей, потребность человека в создании теплых, доверительных отношений с другими людьми…».
При появлении малыша на свет в семье изначально формируется детско-родительская связь. Перед папой и мамой стоит несколько задач – научить, опекать, защищать, поддержать, прививать ценности взрослого мира. Каждый родитель по-разному трактует значение слова «дружба» в общении с детьми. Преимущественно, имеют ввиду добрые, теплые, искренние, насыщенные отношения с чадом.
В подростковом возрасте у детей обостряется потребность в дружбе. Но не со взрослыми, а именно со сверстниками, потому что «ребята такие же, как я. Я могу с ними свободно выражать свое мнение и мысли». Ощущение «групповой принадлежности» психологически очень важно для подростка. Редкий подросток готов делиться с родителями «тайнами» своей жизни. Что-то должно оставаться его личным. Или это личное он оставит в себе или разделит это с друзьями-сверстниками, или другими взрослыми, но не с родителями.
Стремление современных родителей воспитывать детей в дружеских отношениях, по моему мнению, нарушают иерархическую связь между взрослым и ребенком. Отпрыск перестает чувствовать себя уверено – если мои родители такие же, как и я, то кто же будет защищать от опасностей мира?
С момента рождения моей дочери до определенного возраста я была уверена, что стиль воспитания «дружба с ребенком» идеальные для нас. Но в подростковом возрасте столкнулась с проблемой – не могла делать замечания дочери. Как-то это не «по-дружески» было. Но бесцеремонность и дерзость в общении со мной терпеть не хотела. Постепенно, методично и плодотворно мы работали над нашими отношениями. Больше это делала я, конечно. Так как это была моя задача. А дочь подтянулась за мной. Изменилось общение – с панибратского на вежливо-уважительное.
Психологи утверждают, что за последние 30 лет количество детских неврозов увеличилось в разы именно из-за лояльных отношений со взрослыми. Такая «вседозволенность» не делала детей счастливыми. Любая крайность в воспитании – дружеское или жестокое, приводит к отдалению в общении в будущем. Детям нужны рядом взрослые. Они сильные, уверенные, с ними безопасно. Не стоит стараться заменить ребенку друга. Все же стоит научить ребенка дружить, строить и сохранять теплые отношения с друзьями.
Папа и мама навсегда останутся самыми важными в жизни каждого человека. Но не в статусе друзей, а в статусе самых надежных и близких людей.