Выбирая кружки для ребенка, важно учитывать множество факторов: увлечения ребенка, количество свободного времени, но самое главное – правильно оценить готовность ребенка.
О том, как не упустить из внимания эти моменты и не допустить ошибки в выборе кружка рассказала Полина Васина, главный методист департамента дополнительного образования SportZania.
На что обратить внимание родителям перед выбором кружка?
При решении отдать малыша на кружок стоит обратить внимание на то, как он ведет себя в школе или детском саду: насколько социализирован, может ли он позаботиться о себе в рамках мелких потребностей и не стесняется ли говорить со взрослыми. Эти критерии помогут понять, насколько комфортно ребенку будет на занятиях и насколько эффективными будут встречи по новым предметам.
Как выбрать кружки для ребенка?
Перед тем, как предоставить ребенку выбор из огромного числа направлений кружков и секций, стоит заранее подумать об интересах малыша. Не рекомендуется записывать ребенка на все секции разом, чтобы понять, что понравится и где он лучше всего себя проявит. Динамичное расписание может навредить малышу, он устанет, занятия будут ассоциироваться с длительными временем, а интерес к учебе может пропасть. Стоит начинать с малого: ребенок интересуется технологиями и it — попробуйте предложить ему кружок по робототехнике или базовому программированию.
Отличным решением будет являться пробное занятие, где малыш сможет познакомиться с педагогом, спецификой занятий и помещением, после чего можно обсудить с ним эмоции и впечатления. Ребенок сразу поделится своим мнением, чтобы продолжить занятия или выбрать что-то другое. Важно учитывать, что выбор направления, где ребенку будет интересно и комфортно может продолжаться значительное время, особенно если с выбором кружков вы сталкиваетесь впервые.
Эмоции от занятий
Если малыш уже посещает кружки или секции, то важно отслеживать его эмоции и впечатления от занятий. Это поможет найти нужное направление и путь развития на какое-то время.
Обратите внимание на то, каким ребенок выходит после занятий — рассказывает ли он о кружке и проделанной работе, объясняет, что ему задали на дом и планирует ли следующее посещение.
Слова ребенка зачастую подробно дают ответы на вопрос об интересе к кружкам. Если после занятий малыш скорее бежит домой и не хочет делиться тем, что произошло за время занятия, то стоит задуматься, интересно ли ребенку посещать кружок.
Стоит ли выбирать кружки для ребенка без его участия?
Иногда родители самостоятельно делают выбор направлений занятий, чтобы помочь малышу подтянуть предметы в школе или выбрать оздоровительные секции. Не всегда дети радостно возвращаются домой, потому что с ними не обсудили планы, необходимость занятий или работа педагога не подходит малышу. В таком случае не рекомендуется ультимативно говорить, что занятия будут продолжаться.
Стоит обсудить, что волнует ребенка, почему занятия не приносят интерес. Возможно, что что-то в коммуникации внутри группы или выбранный день недели и без занятий кажется малышу трудным. Отказываться от занятий тоже не стоит, возможно разговор с родителем замотивирует ребенка, поможет по-другому посмотреть на секцию или кружок, но если малыш говорит больше в негативном ключе, то стоит задуматься о смене деятельности или места. Также стоит обратить свое внимание и на коммуникацию ребенка с преподавателем. Зачастую интерес к тому или иному предмету появляется именно из-за преподавателя и его манеры объяснять тот или иной предмет.
Если же интерес к занятиям никак не растет, а настроение малыша после занятий всегда плохое, его нужно поддержать. Одним из вариантов может быть приятная традиция, где после занятий ребенок вместе с близкими совершит прогулку или зайдет в магазин, чтобы помочь с покупками.
Бывают ребята, которым мало что интересно по мнению родителей: малышу хочется сидеть дома, гулять с друзьями, но никак не заниматься в рамках дополнительного образования. Это не означает, что ребенок ничем не интересуется. Возможно, случился негативный опыт или предложенные направления не нравятся малышу по принципу места или направления. В таких случаях стоит сначала обсудить с ребенком, почему он не хочет никуда идти и тогда, возможно, малыш поделится своим мнением. Другим вариантом может стать тьютор или ранний профориентолог. Профессионалы пообщаются с ребенком и родителем, составят примерную карту интересов и возможных вариантов развития, где будет учитываться мнение малыша.
Что в итоге?
Кружки и секции могут стать фундаментом для развития ребенка в профессиональном направлении или в создании хобби, но не всегда это случается сразу и резко. Важно прислушиваться к ребенку и его физиологическим особенностям: не перегружать, не давить и не выбирать направления по своему мнению. Как правило, совместный выбор родителя и ребенка помогает в нахождении “золотой середины”, что положительно скажется и на результате посещения кружка.