Здорово, когда коллектив слаженный и дружный и атмосфера в офисе располагает к продуктивной работе. Но практика показывает, что команды без конфликтов не существуют даже в американских сериалах.
Бизнес психолог Анастасия Решетникова рассказала, как решить конфликт между сотрудниками руководителю.
Недопонимание, споры и разбирательства порой играют очень злую шутку и напрочь сбивают сотрудников с рабочих мыслей. Сегодня мы поговорим о алгоритме действий руководителя, если между его подчиненными произошла ссора.
Разберитесь, есть ли вообще конфликт
Прежде всего, нужно аккуратно вникнуть внутрь конфликта и определить, есть ли для него вообще какое-либо основание. Здесь сразу станет понятно, стоит ли беспокоиться о проблемах в коллективе или можно закрыть глаза на незначительную перепалку в течение дня.
Обратите внимание, насколько негативно настроены друг к другу участники конфликта, оцените регулярность их эмоционального взаимодействия. Часто ли в конфликтах замешаны конкретные люди? Конфликтуют они или просто беседуют на повышенных тонах в разумных рамках? Комфортно ли им такое общение?
Выявите конфликт на ранней стадии
Залог успешного проживания конфликта в поиске первой причины и искоренения проблемы с самого начала.
Если сотрудники регулярно вступают в ссору, пусть и совсем незначительную, у них на подсознательном уровне заложится убеждение, что собственное мнение приходится яро защищать в неприятной полемике. Рано или поздно такая установка вызовет негативное отношение к работе.
Также чтобы выявить проблему на ранней стадии нужно проводить профилактику. Больше времени проводить вместе с подчиненными, поглядывать за их интересами и общением, провоцировать их неформальное общение с помощью организации корпоративного досуга.
Не секрет, что ведущие компании вкладывают огромные бюджеты на выездные мероприятия, коллективные викторины и корпоративные игры. Особенно популярны игровые практики, которые развивают коммуникацию и поднимают командный дух с помощью создаваемого азарта и объединения против общего врага.
Не принимайте одну из сторон
Если конфликт неизбежен, а начальные стадии пропущены, начальнику пора приступать к действиям. Выслушайте обе стороны, постарайтесь проявить искренний интерес к проблеме, спуститесь до уровня своих подчиненных и поставьте себя на их место.
Даже если для вас очевидна правота одного участника, не показывайте свою приверженность. Любой конфликт можно решить, а уважение и доверие начальнику вернуть будет трудно. Тем более, до конца суть проблемы знают только двое.
Поэтому важнейшее правило - никогда не принимать чью-то сторону. руководитель должен быть беспристрастным, тогда его советы будут восприниматься с большим почтением.
Задача руководителя - выслушать, предложить решение и организовать мирные переговоры. Разбираться кто прав, а кто зря выражает несогласие точно не нужно.
Тем более, что большая доля ссор - результат накопленных мыслей, усталости, желания высказаться. Иногда человек поделится переживаниями, увидит, что он услышан и сам поймет свою ошибку.
Оберните конфликт в пользу для коллектива
Да, конфликты это неприятно, но из любой ситуации попробуйте извлекать пользу.
Конфликт рано или поздно будет решен, особенно когда вся проблема возникла из-за недопонимания. С помощью конфликтов руководитель может показать свое неравнодушие к коллективу и стать ближе к своим подчиненным.
Возможно, в следующий раз недовольный сотрудник сразу обратится за советом к вам и ссоры вовсе не будет.
Также здорово будет предложить коллегам провести вместе вечер в знак примирения, получше друг друга узнать и осознать, что конфликт и вовсе был зря!