Жизнь полна необъяснимых явлений – гадалки могут "предрекать" будущее, а разбитые окна в городе провоцируют хаос. Это отнюдь не предел, и ученые, обратив внимание на подобные знаки, вывели теории, объясняющие такие феномены.
Все дело в предсказуемости поведения человека - ведь даже самый из ряда вон выходящий поступок человека объясним с научной точки зрения.
1. Теория битых окон
Согласно этой теории с криминальным уклоном, любое мелкое правонарушение вроде курения в общественном месте или надписи в лифте влечет за собой менее безобидные преступления.
Одно разбитое окно, затем другое, третье – все это заставляет усомниться в благополучии района. Безнаказанность налицо. Где же тогда гарантия, что вскоре не появится труп? А все потому, что многие люди привыкли жить по принципу «если кто-то это делает, то и я буду».
2. Теория выученной беспомощности
Иными словами, пассивное ожидание «у моря погоды». А «выученная» - в данном случае «приобретенная». Человек, получивший от жизни более чем достаточное количество пинков, проживает ее как получится. Он загнал себя в угол, а выхода из него не видит, хотя и имеет возможности изменить жизнь к лучшему.
![9 законов психологии, способных управлять людьми даже если они этого не хотят 9 законов психологии, способных управлять людьми даже если они этого не хотят](https://www.tut-news.ru/sites/default/files/2021-03/psihologiya_0.jpg)
3. Теория реального туннеля
Теория заключается в созерцании мира сквозь фильтр опыта и мировоззрения. А базой для строительства туннеля является жизненный путь человека: от воспитания, привитого ему в детстве до взлетов и падений, имевших место в его взрослой жизни.
И так как абсолютно одинаковой базы не бывает, одни и те же вещи люди воспринимают по-разному - ведь каждый человек пребывает в своем тоннеле, выбраться из которого весьма затруднительно.
4. Дилемма дикобразов
Одного человека тянет к другому, исходя из чего большинство людей нуждается в друзьях и семье. Но даже в самых теплых отношениях присутствует пусть и малая, но часть боли, и люди отдаляются друг от друга. Тем не менее, со временем людям свойственно добровольно наступать на те же грабли, ища близости с источником боли.
А. Шопенгауэр назвал это «дилеммой дикобразов», проведя параллель со стадом этих животных, желающих погреться друг о друга, но ощутивших взаимные уколы иглами. А все дело в том, что уколы игл терпеть не нужно, но и близости чураться не стоит - достаточно соблюсти дистанцию.
5. Нога в двери
Человек выполнил пустячную просьбу, а затем еще не одну, не замечая при этом, что просьбы давно уже перестали быть пустячными. Но и отказать зачастую не хватает духу.
Такой принцип называется «нога в двери» и является излюбленным приемом маркетологов: все их бесплатные версии, «2 в 1», «2, а третий в подарок» и т.д. – типичная «нога в двери».
6. Ползучая нормальность
Человек, в силу своей способности привыкать к плохому, может безропотно принять даже самые нелепые изменения в своей жизни. Ведь для ликвидации ужасных условий необходимо время, которое и позволяет людям их принять. Поэтому человек способен смириться практически с любыми неудобствами.
7. Теория авторитета-анонима
Каждый человек поддается манипуляции. Главное, найти к нему ключ посредством правильно подобранной фразы-манипулятора. Такими фразами мастерски пользуются те же маркетологи: "Распродажа от 499 руб.", "Скидки до 90%", "По данным...", "Протестировано" и т.д.
8. Самоисполняющееся предсказание
Если предсказания зачастую и сбываются, то заслуги магии в этом нет. Достаточно в него поверить, и рано или поздно оно сбудется, чем и пользуются доморощенные "чародеи".
Человек, поверивший на подсознательном уровне в чужие соображения, сам того не желая, начинает генерировать мысли, их подкрепляющие.
9. Синдром утенка
Для утенка мама - первое, что он видит, а далее - следует за ней. При этом все, что попадается на его пути, для него является "мамой".
Если перевести теорию на человека, то можно отметить: многие люди, познакомившись с чем-то новым, сравнивают новые явления, новшества в пользу того, что было раньше. Уговорить таких людей попробовать что-то новое, а особенно убедить в преимуществах, непросто.