Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр в небольшом селении близ города Тримифунта. Христианство в этих местах появилось еще в I веке, апостолы Павел и Варнава проповедовали здесь Слово Божие.
Родители его были земледельцами. А сам Спиридон пас овец, был женат, но рано овдовел и один растил дочь. Особого образования будущий епископ не имел. Был человеком простым. Но с глубоким пониманием христианского учения, истинной верой в Бога, мудростью, чуткостью и большой любовью к каждому человеку.
Святой Спиридон никому не отказывал в помощи. Путники находили в его доме приют. Заработанные деньги он раздавал беднякам, а любой нуждающийся мог всегда взять у него что-то в долг. При чем святитель никогда не следил за тем, кто сколько взял и сколько вернул. Да и за мудрым советом частенько спешили к Спиридону люди.
Поэтому, когда после смерти епископа города Тримифунта, возник вопрос кого же поставить на эту должность, христиане единогласно указали на Спиридона. Как истинный пастырь, сражающийся с дикими зверями за каждую овечку своего стада, так и святитель Спиридон готов был отдать людям всё, что у него было, имущество, время, силы, жизнь, душу. И все об этом знали.
Об истинном понимании Спиридоном Тримифунтским слова Божия свидетельствует такой эпизод. Святитель всегда был скромен в питании, а в дни поста порой и полностью воздерживался от пищи. И так случилось, что в Великий пост в его дом постучался странник.
Спиридон Тримифунтский попросил дочь принять гостя как полагается, но в тот день не оказалось у них ни хлеба, ни муки, ни овощей, ничего, что можно подать к столу с учетом требований пищевого поста. Тогда святитель Спиридон сказал дочери приготовить мясо. Сел за стол, и ничуть не смущаясь, стал есть и пригласил путника разделить эту трапезу с ним. Гость растерялся и пояснил, что он христианин, а сейчас пост, и мясо вкушать не полагается. На что Спиридон Тримифунтский ответил словами апостола Павла:
«Для чистых все чисто» (Тит 1, 15)
Этот пример и сегодня актуален. Утоление голода тем, что имеется, никак не оскорбляет Бога. И лучше в пост съесть кусочек мяса, чем раздражаться или вовсе лишиться сил.
В подтверждение же простой мудрости Спиридона Тримифутского можно рассмотреть его участие в Никейском соборе. Это собрание было созвано императором Константином для защиты христианских истин от теории Ария, который утверждал, что Христос не Бог, а просто совершенный человек.
Триста восемьдесят епископов, философы из разных городов съехались тогда в город Никею. Было среди них много выдающихся личностей, Василий Великий, Афанасий Великий, Николай Мирликийский Чудотворец. Философы говорили много слов в поддержку Ария, благочестивые отцы церкви пытались привести свои аргументы в защиту Божественной природы Иисуса Христа.
Когда слово взял Спиридон Тримифутский мало кто верил в его успех перед красноречием ученых людей. Но святитель, положившись на Божью помощь, нашел нужные слова, тронувшие сердца философов:
«Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший человека, и все прочее видимое и невидимое Словом Своим и Духом. И мы веруем, что Слово есть Сын Божий и Бог, Который, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собой совоскресил весь род человеческий... Мы веруем и исповедуем, и не стараемся исследовать эти тайны умом, ибо тайны эти выше ума и далеко превышают всякое человеческое знание»
А после привел простой пример. Указав на кирпич (плинфу) пояснил, что хоть и сделан он из воды, глины и огня, но это один предмет:
«Вот три стихии, а плинфа одна. Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».
Прожил епископ Спиридон Тримифунтский долгую жизнь, от Бога удостоен был даром Чудотворения, по молитвам его свершались разные чудесные дела. Одного всегда опасался святой, как бы владея этим даром, не покарать кого-нибудь.
Ведь будучи добрым к людям, обладал Спиридон Тримифунтский еще и прозорливостью, видел души людей, видел злобу, жесткость, жадность и другие пороки. Но всегда старался, если случалось кого-то обличать, делать это деликатно, с любовью, без осуждения.
Всю жизнь оставался святитель Спиридон простым человеком. Скромно одевался, пас овец, в любых делах помогал людям. Поэтому и на иконах святой изображен в простой шапочке, а не в митре, епископском головном уборе.