В I веке н.э. в иудейском городе Капернауме, расположенном на торговом пути из Египта в Сирию жил сборщик налогов Матфей.
Иудея в то время находилась в римской оккупации. Местные жители противились установленному налогообложению, распространению язычества, т.к. сами верили в Единого Бога и чтили закон Моисея. Часто возникали восстания против узурпаторов.
Но были среди иудеев и те, кто соблазнившись возможностью обогащения, нанимались на службу к захватчикам. Становились мытарями. Налогообложение не было «прозрачным», подати взымались «на глаз».
Въезжая в город нужно было заплатить таможенный сбор, который устанавливался сборщиком после визуальной оценки ввозимого товара, за торговлю на рынке тоже нужно было платить. Сколько и как часто определял мытарь. Т.е. эти люди фактически занимались рэкетом местного населения. Поэтому и отношение к ним было соответствующим. Мытарей даже не хоронили на одном кладбище с иудеями. Они приравнивались к блудницам. Презирались обществом.
И вот такого человека, собирающего пошлины за въезд в город, Иисус Христос избирает своим учеником!!!
«…Он увидел человека по имени Матфей, сидевшего на месте сбора таможенных пошлин. — Следуй за Мной, — сказал ему Иисус. Тот встал и пошел за Ним» (Мф 9, 9).
И что удивительно, Матфей сразу же оставляет свое ремесло! Берет перо и идет следом! Из этого поступка можно сделать вывод, что испытывал он муки совести, но сам не мог отказаться от порочащего занятия. А встреча с Иисусом помогла ему изменить свою жизнь, теперь ни дом, ни имущество, ни доход не имели значения. Жизнь обрела новый духовный смысл.
Свое призвание Матфей считает чудом, спасением от пагубного для души занятия и спешит поделиться этим со своими коллегами. Он приглашает Иисуса с апостолами в свой дом, зовет других мытарей и устраивает щедрое угощение. Находясь рядом со Христом все стараются стать лучше. Тем, кто не понимает, как можно общаться с такими недостойными людьми, Иисус объясняет, что:
«Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришел призвать не праведников, а грешников». (Мк 2, 17)
И апостол Матфей это понимает, он понимает, что нуждается в помощи, оценивает свое духовное состояние, видит свои пороки и недостатки. Принимая предложение Спасителя, он принимает помощь в исправлении своего нравственного несовершенства.
Матфей продает всё, что у него есть, возмещает причиненный ранее ущерб и становится учеником Иисуса Христа, одним из 12 апостолов и одним из 4 евангелистов. Причем апостола Матфея считают первым, кто написал книгу о Спасителе, записал христианское учение.
Евангелие от Матфея было написано на арамейском (древнем иудейском) языке. И предназначалось для иудеев. Поэтому начинается оно с родословной Иисуса Христа, которая была очень важна для еврейского народа, ожидавшего рождения Мессии.
Свое христианское служение Матфей начал в Иерусалиме, после отправился на восток в Сирию, Македонию, Персию. Долго проповедовал в Эфиопии, где в то время жила большая иудейская община. Дошел до Черной Африки и проповедовал Слово Божие среди племен людоедов. Около 20 лет нес христианское учение разным народам святой апостол. Погиб он от рук каннибалов примерно в 60-70 гг н.э.