Самокат с электродвигателем, изначально казавшийся не более чем интересным девайсом, достаточно быстро превратился в полноценное средство передвижения и источник опасности.
Причём этот транспорт приносит неприятности как пешеходам, так и его «водителям».
Согласитесь, когда транспорт, классифицируемый непонятно какими регламентами, как «средство индивидуальной мобильности» (СИМ), способное развить скорость до 80 км/ч, мчится на вас, ничего не подозревающего, по тротуару, становиться весьма неприятно, рассказал в интервью TUT-NEWS кандидат филологических наук Дмитрий Орлов.
За весну и лето этого года были зафиксированные многочисленные аварии и конфликты, связанные с электросамокатами. Некоторые из них, к сожалению, стали причинами смертей.
Тротуар — территория пешеходов, и здесь люди не обязаны ходить с пристёгнутыми к плечам зеркалами заднего вида. И это уже не говоря о детях, которые могут пробегать в самых неожиданных местах.
Согласно ПДД, транспортные средства должны соблюдать существенные ограничения при движении в «жилых зонах», к коим относятся тротуары и дворы. Представьте — идёте вы спокойно по тротуару, а сзади несётся на полной скорости тяжёлый мотоцикл. Или автомобиль. Согласитесь, недопустимо или, по меньшей мере, странно… А ведь, если откинуть всю «обёртку» из серии «это только средство индивидуальной мобильности» или «так это же всего лишь самокат» — положение вещей именно такое…
Когда в конце XIX века на улицах городов появились первые трамваи, это тоже вызвало множество проблем — лошади шарахались, люди падали на мостовые… Но тогда правил дорожного движения тогда не было вообще и единственным средством решения проблем стало их введение.
Прошло чуть более ста лет… Ситуация с электросамокатами и прочими СИМ аналогичная — под действующие ПДД они не подпадают, то есть им «закон не писан». Соответственно — надо взять на вооружение «опыт предков».
Какие же правила для СИМ, исходя из «статистики ситуации», будут наиболее востребованными?
- Запретить передвижение по тротуарам — только выделенные велодорожки;
- Разрешить проезд тяжёлых электросамокатов по проезжей части, но только для совершеннолетних водителей, сдавших экзамен ПДД аналогичный категории М;
- Передвижение по дворовым территориям ограничить скоростью 5 км/ч;
- Ввести аналог государственных регистрационных знаков — выдавать электросамокатам номера и/или присваивать QR-коды;
- Ввести возрастные ограничения, по аналогии с велосипедистами, для управления электросамокатами, исходя из их категорий — вес, максимальная скорость и т.д.;
- Отдельно обозначить «профессиональных самокатчиков» — курьеров различных доставок: только совершеннолетние водители, сдавшие экзамен ПДД на категорию М;
- Ограничить скорость передвижения до 35 км/ч.
В начале 2000-х годов на дорогах России стали массово появляться скутеры. По действовавшим тогда нормам они подпадали под «мопедную категорию» — объём двигателя до 50 кубов не требовал водительского удостоверения.
Фактически можно было после покупки выйти из магазина, сесть на скутер и поехать. Тогда тоже возникало множество аварийных и конфликтных ситуаций. В итоге — все проблемы решились введением категории М в водительских правах.
Так и сегодня, введение чётких правил для СИМ плюс строгий контроль за их соблюдением, являются залогом разрешения сложившейся ситуации.