Вспышки на Солнце помогли датировать начало торговли между викингами и арабами

25.12.2021 19:13

Датские ученые проанализировали данные о солнечной активности за последнюю тысячу лет, чтобы определить точное время налаживания торговых связей между жителями Скандинавии и Ближнего Востока.

Исследователи также провели раскопки в древнейшем торговом населенном пункте викингов.

Считается, что на территории города Рибе (юго-запад Дании) располагался крупнейший торговый центр скандинавов. Он был связан с торговыми регионами Франкского государства и Ближнего Востока.

На территории города было обнаружено множество предметов импортного происхождения: украшения, стеклянные и керамические изделия. Поэтому именно Рибе стал источником основного археологического материала.

Восстановление хронологии событий проводилось в несколько этапов. Для начала исследователи применили стандартный метод радиоуглеродного датирования.
Затем команда ученых воспользовалась привязкой датировок к шкале изменений концентрации тяжелого нестабильного углерода-14 в атмосфере. Его получили с помощью древесных колец, которые сохранили данный изотоп.

Топоры

Мощные всплески солнечной активность отражаются на концентрации радиоуглерода в атмосфере Земли.

Исследователи применили улучшенную калибровочную кривую, которая основана на ежегодных солнечных образцах, чтобы идентифицировать следы событий Мияке (774-993 года).

Благодаря комбинации методов ученые определили, что ближневосточные товары попали на территорию Скандинавии в промежутке между 780-800 годами. Именно в этом период началась эпоха викингов, передает издание Nature