«Вскрывать было ошибкой»: ученые установили причину смерти первооткрывателей гробницы Тутанхамона

03.01.2024 15:37

Ровно 100 лет назад археологи из Британии вскрыли саркофаг египетского фараона Тутанхамона.

Очень важное событие для археологии, за которым вскоре потянулся мистический шлейф, под названием «проклятие фараона».

Но ученые выяснили, как дела обстояли на самом деле. Они рассказали о причинах таинственных смертей исследователей, пишет РИА Новости

Гробницу Тутанхамона искали долгие годы. Чем больше проходило времени, тем больше казалось, что ее вовсе не существует.

Однако в 1922 году археолог Говард Картер развеял все сомнения. На средства графа Джорджа Карнарвона участники экспедиции достигли успеха и навсегда вписали свои имена в историю.

Маска

Через несколько лет после открытия люди, связанные с гробницей Тутанхамона, умерли.

Любители мистики связывают это с «проклятием фараона». Но у ученых есть другая версия.

Они полагают, что исследователи скончались вследствие «пещерной болезни», которая была вызвана грибками Aspergillus.

В условиях гробницы патоген живет очень долго и параллельно повышает свои болезнетворные качества. Именно поэтому некоторые говорят, что вскрывать захоронение было ошибкой.

Похожая судьба ждала исследователей другого исторического объекта. Ученые, изучавшие могилу литовского князя Казимира Ягеллончика, умерли от легочной инфекции.

Поэтому сегодня слухи о проклятии Тутанхамона научное сообщество считает лишь мифом, который укрепился за счет голливудских фильмов.

Другие участники экспедиции умерли от причин, которые совсем не связаны с гробницей. Одного застрелила жена, рентгенолога сгубила профессиональная деятельность.

Карнарвон скончался от заражения крови в результате пореза. В те времена это было довольно распространенным явлением. Сам Картер скончался в 1939-м от рака.

Ученые подсчитали, что многие участники еще долго жили после вскрытия гробницы. В среднем – 23 года. Например, сержант Ричард Адамсон, охранявший гробницу от расхитителей, дожил до 1982-го.

Ранее стало известно, что священные камни, которым поклонялись жители индийской деревни, оказались яйцами динозавров.