Специалисты Университета Южной Калифорнии сумели определить фактор, способствующий распространению слухов и фэйковых новостей.
Результаты своего исследования ученые разместили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследователи опровергают мнение о том, что неподтвержденные новости имеют большую популярность из-за отсутствия у людей, распространяющих их, навыков критического мышления, необходимых для распознавания лжи.
Также не подтвердилась гипотеза, утверждающая, что на восприятие новостей влияет сильная политическая позиция или идеологические взгляды.
Как показал эксперимент, за распространение 30-40% ложных новостей были ответственны всего 15% испытуемых.
Эксперты из Школы бизнеса USC Marshall и Колледжа литературы, искусств и наук USC Dornsife выяснили, что сами социальные сети способствуют появлению фэйков, так как имеют систему вознаграждений, которая заставляет людей продолжать пользоваться своими аккаунтами и генерировать как можно больше новостей.
Ведь больше всего внимания к себе привлекают те, кто постит сенсационные и шокирующие известия, которые нередко оказываются далеки от действительности.
Взамен они получают «вознаграждение» - лайки, репосты и комментарии, как одобрительные, так и гневные.
Небольшой эксперимент, проведенный с пользователями одной из популярных зарубежных социальных сетей в возрасте от 18 до 89 лет, показал, что те, кто привык часто, много и активно пользоваться ей размещают несоответствующие действительности новости в разы чаще тех, кто заходит в социальные сети время от времени.
При этом отмечается, что если администрация и создатели социальных сетей будут «вознаграждать» не самые популярные, а самые правдивые новости, то количество фэйков уменьшается в два раза, что гораздо эффективнее, чем режим модерации.
«Наши результаты показывают, что дезинформация не распространяется из-за дефицита критического мышления у пользователей. На самом деле это работа самой структуры сайтов социальных сетей», — подвела итоги Венди Вуд, участвовавшая в проведении исследования.