Ученые обнаружили гены, которые превращают «мирный» гриб в плотоядного убийцу

22.11.2023 16:22

Ученые раскрыли механизм, который превращает один вид грибов в плотоядных убийц.

Грибы Arthrobotrys oligospora в обычном случае добывают для пропитания органику из почвы, но при необходимости могут начать охотиться на нематод.

Исследование о необычном свойстве Arthrobotrys oligospora провели микологи из США и Тайваня. Результаты работы опубликованы в научном журнале PLOS Biology.

К плотоядному меню грибы переходят, когда иссякают запасы азота. Полноценный режим «хищника» запускается, когда они ощущают присутствие круглых червей поблизости.

В предыдущих исследованиях биологи нашли конкретный генный путь, благодаря которому грибы определяют феромоны червей. Теперь ученые установили, что происходит после.

Грибы

Как только грибы начинают ощущать присутствие добычи, увеличивается репликация ДНК и производство рибосом. Проще говоря, они готовят оружие перед охотой.

Далее увеличивается активность генов, которые участвуют в создании и использовании ловушек для добычи.

Затем микологи выделили новый класс белков на поверхности ловушки. Оказалось, он играет ключевую роль для охоты.

Ученые деактивировали этот белок у части ловушек. В итоге в них попалось всего 10% нематод, против 100% у нетронутых ловушек.

Еще один белок необходим для того, чтобы сделать ловушку липкой. Когда ученые деактивировали этот белок, 70% нематод удавалось высвободиться из ловушки.

Как только червь попадает в ловушку, гриб переходит к следующему этапу. Он использует нити (гифы), чтобы проникнуть в тело нематоды и начать процесс переваривания.

Гифы постепенно заполняют червя изнутри. Происходит расщепление и поглощение питательных веществ.