Российские учёные синтезировали самый сложный в мире минерал

14.11.2022 23:15

Аналог самого сложного в мире минерала, юингита, был синтезирован в искусственных лабораторных условиях командой ученых под руководством исследователей из СПбГУ.

Об этом сообщает научный журнал Materials

На разработку данного исследования потребовалось полтора года, однако, как сообщается, возможность искусственного создания юингита позволит существенно снизить риски для окружающей среды при добыче урана.

Впервые он был обнаружен в Чехии в ходе разработки одного из урановых рудников, а его появление ученые напрямую связывают с деятельностью человека.

Юингит – это уникальный и сложнейший минерал, чья кристаллическая структура невероятно сложна и, к тому же, уникальна.

Лаборатория

Данный минерал состоит из атомов урана, которые объединяются в нанокластеры с карбонатными группами.

До обнаружения юингита ученые никогда раньше не сталкивались с подобными по составу и структуре минералами, а потому создание синтетической версии потребовало значительного количества времени и усилий.

«Эксперимент продлился почти полтора года — столько времени потребовалось на налаживание протокола синтеза для получения достаточно крупных кристаллов, которые позволили получить достоверную структурную модель», — рассказал об эксперименте руководитель научной работы, доцент кафедры кристаллографии СПбГУ Владислав Гуржий.

При этом отмечается, что синтетический минерал несколько отличается по составу от природного юингита.

Созданный в лаборатории минерал не так устойчив к воздействиям окружающей среды, однако если поместить его в естественную среду возникновения, то со временем, полагают исследователи, искусственный минерал сможет перенять устойчивость к внешним воздействиям естественного оригинала.

Петербургские ученые полагают, что у их открытия есть и практическое применение: если удастся узнать, каким образом рассеянный уран включается в кристаллическую сетку юингита в ходе его формирования, это позволит в будущем снизить вред для природы от разработки урановых рудников.