Привычная нам система оценки успеваемости далека от совершенства.
Всего пять баллов, из которых на деле используются только четыре, и совершенно непонятно, что они на самом деле означают.
Но другой у нас нет. И именно борьба за пятерки беспокоит большинство родителей. Что делать, если ребенок учится не так хорошо, как хотелось бы? Как вытянуть его из вечных троек? Рассказывает эксперт Ольга Лаврентьева, академический руководитель онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
Говорить с учителями
Все мы очень заняты, но контакт со школой ― это приоритет, если мы хотим, чтобы дети учились хорошо. Нельзя просто отвести ребенка в школу и полностью самоустраниться ― это неизбежно приведет к непониманию и конфликтам. Найдите время, чтобы побеседовать с учителями по тем предметам, которые у ребенка идут со скрипом.
Эти беседы помогут вам понять критерии оценки. Одним учителям важнее всего скорость обучения, другие ставят пятерки только тем, кто демонстрирует нестандартное мышление и творческий подход. А есть и такие, которые могут снижать отметку даже за неровный почерк или помарки в тетради. И возможно, вам не так уж нужен репетитор по литературе ― достаточно купить хорошую ручку и проследить, чтобы ребенок писал сочинения аккуратно.
Выясните, почему возникают проблемы. Что вы, как родитель, можете сделать? Возможно, ребенку требуются дополнительные занятия или помощь психолога. Выслушайте и самого ребенка, чтобы составить полную картину. Очень важно, чтобы все три стороны знали ― у вас общие цели, вы все заинтересованы в хороших отметках. Если вы будете действовать сообща, вы добьетесь гораздо большего.
Работать с мотивацией
Наказывать за двойки проще, но хвалить за успехи ― действеннее. Особенно в долгосрочной перспективе. Если ребенок учится только из страха перед наказанием, он будет делать ровно то, что от него требуют, но не больше. И вовсе перестанет стараться, когда опасность минует ― именно поэтому дети, которые вроде бы неплохо учились в школе, нередко идут в разнос, поступив в университет в другом городе, подальше от влияния строгих родителей.
Похвала, наоборот, мотивирует долгосрочно и эффективно. Ребенок, уверенный в своих силах и вдохновленный одобрением старших, учится не из-под палки, а потому, что ему интересно.
Кроме того, дети должны понимать, зачем им учиться. Так что будьте готовы ответить на этот вопрос: разговаривайте с детьми об их будущей профессии, объясняйте, зачем им понадобятся английский, литература, физика и обществознание. Придумывайте, как то, что дети выучили в школе, можно немедленно использовать на практике.
Отслеживать прогресс
Строго говоря, это часть мотивации.
Когда школьник видит, сколько уроков он прошел, сколько выполнил домашек, выучил слов и разобрал правил, он видит, какой путь уже позади и сколько осталось до следующего уровня.
Так возникает ощущение движения от достижения к достижению, как в компьютерной игре, а отсюда ― и азарт. В современных онлайн-школах и обучающих приложениях за отслеживание прогресса отвечают технологии.
В домашних условиях учет достижений можно вести вручную. Например, для детей помладше можно нарисовать поле, как в настольной игре, где каждый шаг ― пройденная тема.
Начиная со средней школы, детям полезно участвовать в разнообразных образовательных челленджах, конкурсах и олимпиадах. Вопреки распространенному мнению, олимпиады нужны не только отличникам. Существуют познавательные массовые олимпиады, где можно попробовать свои силы и в итоге узнать свое место в рейтинге. Попали в десятку лучших ― круто, нет ― ну и ладно, не обидно.
И не забывайте вместе с ребенком ставить маленькие промежуточные цели ― например, к конце первой четверти посмотреть англоязычный мультфильм в оригинале.
Создавать атмосферу успеха
Чем лучше у нас получается какое-то дело, тем больше оно нам нравится. И наоборот — чем хуже результаты, тем меньше хочется этим заниматься. Очень часто именно этот принцип и лежит в основе школьной неуспеваемости.
Представьте ребенка, который пропустил или не понял какую-то тему. Он получил низкую оценку и расстроился. Поскольку критическое мышление и объективность у детей не очень хорошо развиты, ребенок начинает обобщать и думать ― “Дурацкая математика! У меня никогда ничего не получится”. Так формируется плохое отношение к предмету, и оценки продолжают ухудшаться. Неуспеваемость растет, как снежный ком. И через несколько месяцев отличник, который всего-то раз-другой прослушал объяснения, превращается в равнодушного троечника.
А ведь сложись все чуть-чуть иначе, те же самые дети могли бы показать прекрасные результаты.
Но учителя и родители способны запустить этот процесс в обратную сторону. Достаточно дать ребенку почувствовать вкус победы: выполнить задание, которое ему по плечу и увидеть, что математика (английский, химия, биология) ― вовсе не заколдованный предмет, к которому у него нет способностей.