УСН при продаже товаров на маркетплейсе: как продавцу определять базу

11.06.2024 11:55

Если вы продаете товары на маркетплейсе или только планируете это делать с применением режима УСН, важно правильно определить налоговую базу, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку на бизнес.

Аудитор, налоговый консультант рассказала, как выбрать объект налогообложения, когда продавец должен учитывать выручку и что делать, если маркетплейс предоставляет персональные скидки покупателям. 

Маркетплейс – посредник между продавцом и покупателем. Он за агентское вознаграждение занимается организацией продаж, рекламой товаров, проводит расчеты с  покупателями и перечислением принципалу его торговой выручки. Продавец может передавать товар на склад маркетплейса, где он хранится до момента продажи.

Налоговый консультант Бродецкая рассказала, как определять налоговую базу по УСН при продаже товаров на маркетплейсе. 

Многие продавцы для такой онлайн-торговли применяют Упрощенную систему налогообложения (УСН). Режим упрощает бухгалтерский учет и позволяет оптимизировать налоги.

ноутбук
Фото: Pixabay

Как определять дату получения выручки

Статья 346.17 Налогового кодекса обязывает считать дату получения дохода кассовым методом ( то есть на момент поступления средств на банковские счета или в кассу).

Что это означает для продаж на маркетплейсах

Маркетплейс действует в качестве агента, реализующего товары от имени принципала (продавца). При этом выручка принципала – это деньги, которые были зачислены на расчетный счет маркетплейса до того, как последний удержал комиссию и до вычета других расходов. 

Это значит, что выручку нужно признавать на ту дату, которая указана в отчете маркетплейса, как дата поступления средств в полной сумме.

Как определить налоговую базу

Режим УСН можно применять в двух вариантах, от выбора и зависит налоговая база:
1. УСН «Доходы»: ставка до 6% (в зависимости от региона).
Здесь налоговой базой будут все поступления на расчетный счет маркетплейса, то есть вся выручка от проданных товаров.
2. УСН «Доходы минус расходы»: ставка до 15% (также зависит от региона).
Для этого режима налоговой базой будет разница между доходами и расходами. Расходы могут включать в себя стоимость закупки  только реализованных товаров, комиссию маркетплейса и другие затраты, непосредственно связанные с продажами. При этом обязательным условием является оплата этих товаров, работ, услуг.

Фискальный орган в письме от 5 мая 2023 г. № СД-4-3/5762@ указывает, что продавец должен включать в расчет полную сумму выручки. Предприниматели на УСН “Доходы” не могут вычесть из налоговой базы сумму комиссии, неустоек или штрафов, которые удержал агент. А продавцы на УСН со ставкой до 15% могут вычесть только вознаграждение (комиссию).

Например, предприниматель за период продал товаров на 300 000 рублей. Маркетплейс удержал в качестве комиссии 10% и прислал отчет. Значит, продавец получил  на счет 270 000. 

Если он применяет УСН со ставкой 6% заплатить налог он должен со всей суммы – 300 000 р., то есть 18 000 р. А вот при УСН по ставке 15% комиссию можно было бы вычесть из базы и заплатить налог с 270 000 р. (при отсутствии других расходов), но по ставке 15%.  Это же правило относится к УСН «Доходы». 

Какой вариант выбрать? Проведите расчеты. Если ваши расходы существенны, вероятно, выгоднее будет выбрать «Доходы минус расходы». А еще обязательно уточните налоговую ставку именно в вашем регионе, так как она может отличаться от стандартной. Узнать точную цифру можно на сайте налоговой службы. 

Если товар продается со скидкой

Важное правило: если маркетплейс в рамках системы лояльности предоставляет скидки покупателям, то делает он это за свой счет. На доход предпринимателя-продавца они не влияют.

То есть если товар стоит 500 рублей, маркетплейс дает скидку покупателю в 5% и продает этот товар за 475 р., то  продавец все равно получит на счет 500р. и с этой суммы будет уплачивать налог.

Какие расходы можно исключить из налоговой базы при продаже на маркетплейсе

В режиме УСН “Доходы минус расходы” при торговли на маркетплейсах предприниматель может уменьшить налоговую базу на сумму следующих подтвержденных расходов:

1. Покупная стоимость товаров (себестоимость) – то есть цена, за которую продавец приобрел товар у поставщика (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК). Сумму можно включить в расходы только тогда, когда поставка оплачена, а товары реализованы через маркетплейс (что подтверждается отчетом маркетплейса), даже если выручка от продаж еще не поступила.

2. Комиссия/вознаграждение маркетплейса. Если перечисление вознаграждения происходит путем удержания от суммы выручки, подтвердить расход нужно на основании отчета о продажах. Если же комиссию перечисляет сам продавец, то подтверждать перечисление нужно на ту дату, в которую оно было произведено. 

3. Расходы на логистику. Если перевозка осуществляется транспортной компанией, расходы можно учесть после оплаты услуги, до реализации товара (подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК).

Если продавец перевозит товары своим транспортом, он может списать расходы на ГСМ, в частности, топливо, если они уже оплачены. (подп. 5 и 12 п. 1 ст. 346.16 НК).

5. Сумма входящего НДС  (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).

Предприниматель должен вести учет всех операций и хранить документы, подтверждающие получение доходов и произведенные расходы.

Продавать на маркетплейсе сейчас выгодно: посредник занимается хранением, доставкой и продвижением товаров. Также, можно охватить огромную аудиторию потребителей. Чтобы схема работала успешно, важно грамотно рассчитывать доходы и расходы и действовать в соответствии с налоговым законодательством.

Ранее Котяков рассказал, когда цифровой рубль может войти в соцобеспечение.

 


Содержание
  1. Как определять дату получения выручки
  2. Как определить налоговую базу
  3. Если товар продается со скидкой
  4. Какие расходы можно исключить из налоговой базы при продаже на маркетплейсе
Все новости