Все иногда замечают, что у детей есть момент, когда им хочется помочь.
Но что под собой подразумевает понятие просьба?
Есть просьба, а есть приказы, но многие родители путают эти понятия. Когда существует подмена понятий, это сразу начинает проявляться, особенно у ребёнка более старшей возрастной группы.
В период после 10 лет (средний или старший школьный возраст), просьбы начинают блокироваться ребенком и он их не выполняет в качестве протеста, особенно если они были озвучены, как приказы.
Подробнее рассказывает эксперт семейный врач Валентин Шишкин.
Проявление любви, взаимоуважения формируется только на основании личного примера. То есть когда вы, например, берёте и выполняете какие-то просьбы своих родственников. Вы должны проговаривать это ребёнку, объяснять ему, почему вы так делаете, для чего это нужно, и научить ребёнка, опять же, получать удовольствие от выполнения просьб других людей.
Но здесь у детей формируется понимание, что когда они выполняют просьбу - они получают бонусы, в этом случае они начинают делать какие-то вещи, о которых их не просят. Пытаются выслуживаться и тем самым получить бонусы, например, более лояльного отношения к себе и тому подобное.
Наш социум направлен на зарабатывание баллов, продвижение по карьерной лестнице, но здесь нужно объяснить, что проявление заботы, когда тебя не просят что-то делать, и ты видишь, что реально человек нуждается в твоей помощи или не нуждается.
Нужно объяснить, что всё равно решает именно ребёнок. В данном случае, если его не просят, а он сам принял решение помогать, то он берёт на себя ответственность за выполнение действия в отношении человека. Если же его кто-то просит, то, соответственно, за эту просьбу берёт на себя ответственность за её выполнение тот, кто просит.
Ни в коем случае нельзя постулировать на непосредственно сам факт выполнение просьбы по причине старшинства, например.
По окончании выполнения просьбы нужно зафиксировать сам этот факт: словесно поблагодарить ребёнка, просьба должна всегда заканчиваться благодарностью, но опять же, не какими-то такими бонусными вещами. Это не должно превращаться в покупку, иначе может быть так, что ребёнка просишь, а ему что то за это будет. Просьба должна быть объяснена ребёнку, что она исходит от родителя, потому что он нуждается в настоящий момент времени, именно в выполнении этой просьбы со стороны конкретно ребёнка. Не потому, что он обязан это выполнять, а потому, что он является тем самым человеком, который в настоящем времени имеет могущество, скажем так, выполнить это в данный момент времени.
Либо 2 вариант: нужно сами просьбы обыгрывать согласно возрасту ребёнка, то есть в игровой форме, приучать.
Первое - просьба со стороны взрослого идёт в приказном формате, причём это может быть не прямой, приказной формат, а скрытый.
Второй аспект: у ребёнка нет взаимодействия со взрослым в плане того, что он не видит своей важности для взрослого во время выполнения той или иной просьбы.
Третий аспект: просто упущен нужный момент и ребёнок стал ленивый.
Выполнение просьб крайне важно, поэтому как раз 3 вариант возникает тогда, когда ребёнок воспитывается в раннем детском возрасте в состоянии гиперопеки, а родители не дают ему самостоятельности. И соответственно, тогда с такого ребёнка что-то требовать невозможно. То есть он просто физически не знает, как выполнить то или иное действие в плане просьб, что у него психологические барьеры или он не знает, как это делать.