Очень часто родители могут столкнуться с такой проблемой, что ребенок начинает кусаться.
Причем проблема эта встречается не только у детей в первые годы жизни, когда начинают прорезываться зубы и чесаться десна, но и также с ней можно столкнуться тогда, когда ребенок уже пошел в детский сад или школу. У некоторых она встречается даже в подростковом возрасте.
Рассказывает практикующий психоаналитический психотерапевт Станислава Телегина.
В любом случае, если такое поведение было обнаружено, то первым делом стоит выяснить причины, которые к нему привели. Поведение никогда не возникает на пустом месте — в основном оно является маркером того, что ребенка что-то не устраивает и таким образом происходит адаптация к фрустрирующей его ситуации. Как некоторый крик о помощи, или попытка разрядить навязчивое состояние.
Проблема с тем, что ребенок кусается распространена и в основном связана с тем, что у ребенка есть какие-то непереносимые эмоции, которые он не в силах высказать или справиться с ними — переварить. Психика ребенка еще не совершена, в отличие от психики взрослого человека, и, поэтому многие аффекты, выносимые для взрослого, не выносимы для ребенка. В этих случаях взрослый должен выступать контейнером для ребенка, учить его выражать чувства, понимать то, что он чувствует и предлагать способы того как он может с ними справиться и переработать.
Контейнировать чувства ребенка — основная психологическая функция взрослого, это значит, что взрослый должен быть способен выдерживать различные психологические состояния ребенка, быть способным не раздражаться и не отдавать невыносимый аффект обратно, а перерабатывать его в себе. Для этого требуется очень много собственных сил и наличие способности к перевариванию своих собственных аффектов. Взрослый при столкновении с такой проблемой тоже сталкивается с множеством собственных аффектов: чувством вины, жалостью, злостью, бессилием и беспомощностью, возмущением.
И, в первую очередь родитель должен справиться со своими собственными эмоциями и тревогами. Дети — очень чувствительны к эмоциональному состоянию родителю и часто являются именно сверхчувствительным индикатором любых негативных переживаний родителя. Но, не имея достаточного опыта, но пытаясь, в свою очередь стать контейнером для значимого взрослого они справляются с этими эмоциями как умеют. В дополнение к этому важно сказать, что дети замечательные эмпаты, но плохие анализаторы, и все негативные эмоции родителя или опекуна в их еще эгоцентрическом мире обращены на них.
Если родитель расстроен или тревожен, то ребенок воспринимает. что это направленное именно на него и может в свою очередь испытывать целый спектр негативных эмоций: таких как стыд, вину, бессилие. Эмоциональная связь между родителем и ребенком невероятна сильна.
И укусы — это крик о помощи, то что внутренние переживания, напряжение, импульсы стали невыносимы, но других моделей и паттернов для того, чтобы справиться с ними еще не сформировано. Ребенок может кусать родителя, или сверстников в детском саду или школе. Он может чувствовать себя незащищенным, уязвимым, может раздражать или обижаться, может чувствовать грусть и единственное орудие в его распоряжении это оральная ярость.
Это его первый способ взаимодействия с миром, чтобы мир услышал его потребности, так произошло, что на пути его развития произошла совокупность факторов, которая привела к тому, что психика выбрала именно эту стратегию наиболее адаптивной для решения проблем и борьбы с фрустрацией. Часто кусание встречается у детей с проблемами в коммуникационной сфере и речевыми нарушениями, когда они не могут или не умеют сказать о своих внутренних состояниях и переживаниях. В этом случае тоже взрослые приходят на помощь — ребенок еще не в состоянии дать название своим состояниям, поэтому взрослый проговаривает состояния ребенка за него, дает название тому непонятному что с ним происходит.
Проблема кусания — социальна по своей природе, и требует комплексного решения: взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.
В любом случае проблема с укусами решаема и может даже исчезнуть сама с изменением внешних стрессующих факторов, прохождением адаптационного периода или взрослением.