Психолог Юлия Кузнецова рассказала, как правильно реагировать на капризы ребенка

13.06.2023 21:09

Капризы ребенка могут вызывать разные эмоции у родителя: тревогу, раздражение, вину и т.д.

Юлия Кузнецова, психолог онлайн-платформы Грань.рф рассказала, как правильно реагировать на капризы ребенка.

И это абсолютно нормально, особенно в том случае, если родитель не знает, как правильно отреагировать, ощущает растерянность: с одной стороны, хочется быть «хорошим» родителем.

С другой – как можно скорее добиться того, чтобы ребенок успокоился.

Что вообще представляют из себя капризы? Как правило, когда ребенок капризничает, он начинает плакать, кричать.

Фото: Pixabay

До определенного возраста это наша единственная возможность сообщить родителю о наших потребностях, особенно, когда речь еще не сформирована, т.е. примерно до 3 лет.

После этого капризы из простого средства коммуникации при определенных условиях могут превратиться в средство манипуляции. Почему так происходит?

Когда ребенок плачет, естественная реакция родителя – как можно скорее выявить и удовлетворить актуальную потребность.

При этом, у малыша еще только-только начинает развиваться самосознание, в т.ч. осознавание собственных потребностей, то есть он еще не сам не способен понять, чего он сейчас хочет.

От этого задача родителя усложняется – нужно в первую очередь правильно определить, что именно сейчас нужно ребенку: поесть, поспать, побыть на руках, в эмоциональном контакте и т.д.

При этом по мере взросления потребности ребенка дифференцируются, все большую значимость приобретают социальные потребности: например, в контакте, объятиях, похвале, совместной деятельности.

Для взрослого эти потребности может быть тяжелее определить в сравнении с базовыми биологическими нуждами. А иногда и удовлетворить их бывает труднее: в силу занятости, необходимости решения различных бытовых задач и т.д.

Поэтому родитель может некоторым образом «подменить» удовлетворение этих желаний другими: например, вместо эмоционального контакта предложить сладкое, вместо времени вместе – новую игрушку.

Со временем ребенок усваивает этот паттерн, и так коммуникация становится манипуляцией.

В то же время, исходя из первоначальной своей функции, капризы могут стать способом развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

Для этого важно реагировать на реальные потребности ребенка, называть их ему и помогать в их удовлетворении.

Например, если малыш капризничает вечером, его можно взять на руки и сказать: «Сейчас ты расстроен, потому что ты устал и хочешь спать, пойдем готовиться ко сну».

Таким образом, мы формируем у ребенка способность отслеживать и понимать свое состояние, а также предлагаем ему пути удовлетворения потребности.

Для взрослого человека это кажется очевидным, но на самом деле даже таким простым вещам нам нужно учиться так же, как ходить или говорить.

А вот если капризы уже превратились в средство манипуляции, то важно перестроить сложившийся паттерн.

Родитель должен отзываться на потребности ребенка и быть рядом, но при этом терпеливо не поддаваться на провокации.

Важно показать ребенку, что его видят и слышат, но опыт фрустрации (отсутствия немедленно удовлетворения желаний) так же важен для развития эмоционально-волевой сферы.

Вместо этого, лучше спокойно объяснить ребенку, что сейчас с ним происходит, почему он капризничает, и почему его желание не может быть немедленно удовлетворено.

Для этого родитель должен быть сам эмоционально устойчив и терпелив, поэтому необходимо помнить о заботе о себе.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса