Психолог Татьяна Виноградова рассказала, что такое детская психология

12.02.2023 18:27

Детская психология изучает развитие ребёнка по возрастам. В каждый период существуют свои особенности развития психики.

Психолог Татьяна Виноградова рассказала, что такое детская психология.

Первый период – возраст от 0 до 3 лет — самый нежный, самый главный. И он тоже подразделяется на несколько этапов.

В целом, возраст от 0 до 3 лет характеризуется тем, что ребёнок не осознаёт себя в этом мире отдельно от мамы.

Он полностью зависит от мамы или от того человека, который составляет основу его жизни и больше всего с ним взаимодействует. Простой пример. Когда с ребёнком до 3 лет играешь в прятки, он закрывает глазки и думает, что уже спрятался.

Фото: Pixabay

Так работает принцип «если я не вижу мир, то меня нет». Соответственно, все эмоции, все реакции мамы ребёнок принимает за чистую монету. Если мама грустит, то мамина грусть будет нормальным для ребёнка состоянием.

Если мама полна сил, радуется жизни, у неё есть цели, то и ребёнок будет развиваться даже с опережением своих сверстников. Тоже будет учиться ставить свои какие-то цели потихоньку.

Второй период – от 3 до 7 лет. Ребёнок всё еще мамин, очень сильно с ней связан, но у него уже появляется свой характер, своё желание. Взрослые называют это кризисом трёх лет, когда малыш всё «не хочет»: «Не хочу умываться, не хочу куртку надевать».

На самом деле, таким образом малыш познаёт, что он вообще хочет, каким образом он будет проявляться в мире. То есть он познаёт себя через отрицание. И это нормально.

Если в этот возраст войти с ним вместе, вместе радоваться, вместе отрицать, вместе искать, то ребёнок развивается гармонично, и этот кризис «нехочухи» очень быстро и плавно проходит для родителей. Но при этом ребёнок максимально себя изучает. И понимает, что он хочет делать в жизни, а что не хочет.

В 7 лет наступает очень интересный период, когда ребёнок перестает полностью зависеть от мамы, и у него появляются свои индивидуальные желания. Он понимает, что не только мама над ним властна,  не только мама — ключ и истина во всём.

Хотя она всё еще имеет большое для него значение. Но при этом уже важны друзья, важно мнение ровесника, товарища.

Этот возраст также характеризуется умением сознательно делать свой выбор, понимать, что нравится, а что нет. Ребёнок сам осознанно выбирает из множества кружков те занятия и увлечения, которые ему подходят. И уже готов сражаться за то, чтобы погрузиться глубоко в свой выбор.

Таким образом он идёт к своим мечтам. И если мы в детском возрасте много уделяем внимания его особенностям развития, особенностям его увлечений, то ребёнок не забывает на уровне подсознания о своей мечте. И она продолжает его вести по жизни.

Таким детям проще найти себя в тех кружках и занятиях, что они хотят делать.  Они легче осознают себя в обществе, им проще понять, с кем они хотят общаться, а с кем не хотят. Потому что у них есть вот этот путеводный маяк, который они помнят с самого рождения и который не забыли.

Где-то в возрасте 8 лет может случиться своеобразный «откат» у ребёнка. Когда он словно отказывается от своей самостоятельности и хочет быть снова маленьким ребёночком. Он плачет, говорит: «Не хочу взрослеть, хочу быть с мамочкой».

Так проявляется болезненное состояние растождествления, возникающее из-за того, что сознание стремится к самостоятельности, а материя и эмоции хотят застопориться, остановить своё развитие на мамочке.

Очень здорово, когда в этом периоде мама тоже поддерживает ребёнка, обнимает его столько, сколько ему надо. Даёт ему опору и безопасность. В таком случае этот кризис нежелания взрослеть пройдёт для ребёнка более спокойно.

После 10 лет дети входят в подростковый возраст. Особенно это проявляется с 14 лет. 14 лет — это уже здоровый нормальный подросток.

И если первые 7 лет ребёнок полностью был включён в жизнь мамы, вторые 7 лет он постепенно с мамой растождествлялся, но ещё имел связующую нить с ней, то в 14 лет он как будто остаётся в одиночестве, наедине со своим пониманием или непониманием себя в этой жизни.

И ему нужно самому найти себя. В этот период может казаться, что ребёнок отчуждён, что для него мама уже не авторитет (и это правда так). Подростку кажется, что он и хотел бы от мамы поддержку, но она его не понимает. И вообще весь мир его не понимает. И при этом он сам себя ещё не знает.

В этот период маме важно стать тем «контейнером», который сможет вмещать в себя все эмоции, переживания, страдания ребёнка, хоть они с ребёнком уже отдельные друг от друга люди.

Маме нужно быть тем самым надёжным другом, который всегда здесь, всегда поддержит и будет опорой. В этом возрасте ребёнку это очень важно знать.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса