Рождаясь, дети ещё не имеют представления ни о себе, ни об окружающем мире.
Психолог Инна Коваленко рассказала, как родители влияют на личную жизнь.
Родившийся ребёнок не знает, хороший он или плохой. Новорожденный – это совокупность генетических особенностей, который наследуется от родителей: особенности внешности, черты характера и предрасположенность к тем или иным заболеваниям.
Первые представления о самом себе ребёнок получает от родителей посредством межличностных отношений, а затем уже и от окружающего мира в целом: близкие и родственники, воспитатели и педагоги, друзья и другие взрослые.
Так формируется его самооценка, его фундамент, на котором строится вся его жизнь. Большую часть детства ребёнок проводит с родителями. Именно они, мама и папа, обеспечивают малыша материально и создают благоприятную атмосферу для развития его личности.
Обычно родители хотят для своих детей самого лучшего, желают им успешной самореализации и счастливой семейной жизни. Они учат и воспитывают детей, говорят, как и где правильнее на их взгляд поступить.
Но важнее всего для детей, не слова, а именно поступки родителей. «Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались», Армен Джигарханян.
Больше всего дети ожидают от своих близких проявления любви и ласки. Из детей, растущих в обстановке взаимного уважения, заботы и помощи вырастают взрослые люди с активной жизненной позицией. Такие дети растут счастливыми и успешными. В ином случае – это закомплексованные, замкнутые и неуверенные в себе люди.
И главными ошибками такого воспитания могут быть: запреты на проявление себя, когда нужно сделать выбор, что-то организовать, подумать, решить, предложить; гиперопека родителей, когда родители лишают ребёнка самостоятельности и запреты на проявление чувств: «не плачь, «тебе показалось», «не выдумывай», «я лучше знаю».
Путем вербальных и невербальных посланий родители оказывают очень сильное воздействие на ребёнка. Реагируя на послания родителей, ребёнок принимает свои решения и выводы, на основе которых уже формируется его жизненный сценарий.
Часто мы замечаем, что повторяем путь своих родителей. Опыт нашего детства служит моделью для наших взрослых отношений. Некоторые называют это роком, кармой или судьбой. Но, в частности, это всё результат наших шагов, с помощью которых мы и строим свои собственные сценарии.
Из определения психолога-гипнолога Красанова А.М. «Родительский сценарий – это программа, которая влияет на жизнь человека, нередко определяя его судьбу, управляя его поступками, выбором пути или спутника, временем зачатия, а, значит, и рождения ребенка.
Родовой сценарий транслирует и стереотипы поведения, и методы воспитания детей, и отношение к жизни в целом».
Если родители своим воспитанием формируют зависимого и беспомощного ребёнка, то во взрослой жизни такой человек:
Чтобы понимать своё собственное «Я» и отделять его от «Я» других людей необходимо формировать личные границы.
Границы бывают пяти видов:
Соблюдение здоровых границ учит ребенка в будущем строить здоровые отношения, уважать противоположный пол и людей в принципе.
Взрослый человек либо повторяет родительские сценарии, либо замещает одну проблему на другую, либо с помощью усиленной работы над собой разрывает прежние сценарии и идёт новой тропой!