Корни детской тревожности
Психолог Инесса Спинка рассказала, как проявляется тревога у детей.
Ребёнку важны границы и ориентиры - это позволяет ему увереннее взаимодействовать с окружающим миром. Если их не устанавливать, то тревожность такого малыша может повыситься.
Любому здоровому и активному малышу свойственна любознательность. Он изучает этот мир всеми возможными способами, пробуя его на ощупь или на вкус.
Чувство самосохранения у него пока не развито, точнее оно заменяется заботой родителя о новом члене семьи. Именно поэтому так важно устанавливать границы, чтобы ребёнок мог изучать этот мир, опираясь на опыт взрослых.
Например, ограничения нужны для правильной социализации. Так, ещё в песочнице мама или бабушка объясняет малышу, что нехорошо брать чужие вещи без спроса.
Это норма общения, которая закладывается ещё в детстве через политику ограничения.
Однако, если такое табу не касается жизни и здоровья малыша, то стоит пояснить, как его можно «обойти»: попросить понравившуюся игрушку или предложить поменяться на время.
Согласитесь, участвовать в игре, правила которой непонятны, очень сложно и тревожно.
Постепенно взрослея, перед ребёнком открывается всё больше возможностей, но и число ограничений растёт – это нормальная практика, позволяющая ему комфортно чувствовать себя как дома, так и в обществе.
Если никаких ограничений не вводить, то это приведёт к чувству неуверенности и дискомфорта, ведь даже в обычных бытовых ситуациях ребёнок не будет уверен в том, что поступает верно.
Можно ли обижать более слабого товарища? А если тот нападает первым? Неправильная работа с ограничениями в дошкольном возрасте – одна из причин школьного буллинга, поэтому нормы общения, заложенные в детстве, так важны.
Конечно, во всём нужно знать меру. Если запрещать всё подряд, то доверие к таким табу со временем станет низким, а авторитет родителя подвергнется сомнению.
Важно использовать слова-ограничители только там, где это действительно вредно или опасно, причём делать это уверенно.
Ни в коем случае запреты не должны сопровождаться шутками и улыбками, иначе малышу будет сложно понять, насколько они важны в его жизни. Чтобы было яснее, лучше сопровождать запреты пояснениями.
При условии, что вас слушают и понимают, конечно.
«Засовывать посторонние предметы в розетку нельзя, так как так ты можешь сделать себе больно», - например, так. Однако ребёнок должен понимать: если родитель сказал ему слово-ограничитель, вроде «нельзя» или «стоп», то нужно правильно и незамедлительно отреагировать.
Иногда времени на рассуждения нет, допустим, когда малыш вдруг вырывает руку и бежит на проезжую часть.
Ещё один вариант – ранжировать степень опасности, чтобы ребёнок понимал оттенки вашего запрета. Если применяется слово-ограничитель, то это запрет высшей силы действия, которому нужно подчиниться незамедлительно.
Если рамки устанавливаются, но в определённых ситуациях их можно нарушать, то это уже запрет более низкого уровня.
Например, врать нельзя, но есть такое понятие как «ложь во благо», которое с ребёнком-школьником вполне можно обсудить. Режим дня – это тоже определённый ограничитель, но низшего порядка, ведь его иногда можно перестраивать и менять в зависимости от обстоятельств.
Однако он очень важен, так как делает жизнь предсказуемой и прогнозируемой, снижая уровень тревожности.
Если ребёнок понимает, что после обеда у него будет дневной сон, потом полдник и прогулка, а мультфильмы он посмотрит только перед сном, например, то у него не возникает лишних вопросов, которые могут привести к формированию негативного эмоционального фона.
Подводя итог, подчеркну, что в нашей бытовой жизни роль запретов и ограничений часто недооценивается, а ведь именно их грамотное использование помогает снизить уровень тревожности у ребёнка и способствует его здоровому и гармоничному развитию.