Родители – самые значимые взрослые в окружении ребенка.
Психолог Айгуль Гранд рассказала, как мы мешаем детям стать ответственными.
Они могут его научить ходить, говорить, развивать его мышление и стимулировать интерес к жизни, а могут – превратить в пассивную, ленивую и безответственную личность.
Ошибочно считать, что все проблемы «выстреливают» в подростковом возрасте. Все негативные черты закладываются с первых месяцев жизни.
Когда мама и папа перехватывают у младенца желание возить ложечкой в детском пюре, отбиваются от бесконечных «я сам!» годовалого малыша, то с каждым разом отнимают у него частичку самостоятельности и инициативности.
Формирование безответственности у ребенка начинается в момент, когда мы думаем, что он не справится, все делаем и решаем за сына или дочку.
Для родителей эта позиция удобна: не нужно ждать, пока маленькие пальчики справятся с пуговками на кофте – быстрее застегнуть самостоятельно.
Вместо того, чтобы долго выбирать игрушку, подсовываешь ту, что выбрал сам. Когда уводишь ребенка с кухни или не разрешаешь возиться с тестом, «помогая» маме, не нужно потом часами отмывать кухню.
По поводу любого действия мы, взрослые, думаем, что ребенок не справится. Ленимся возиться и объяснять, как что устроено, как правильно делать. Из-за экономии времени стараемся устроить жизнь ребенка за него.
А в результате формируем личность, которая не может обходиться без поддержки значимых взрослых, будь то родители, старшая подруга, муж, начальник и т.д.
Находясь под опекой взрослых без шанса на самостоятельность, ребенок привыкает, что мама, папа, бабушка за него все сделают, все решат.
Понимая, что можно ни в чем не разбираться, не тратить на это свою энергию, мозг «включает» лень. С детства ребенок, которого не приучают к самостоятельности, растет пассивным, ждет, когда кто-то за него решит: в какой кружок ходить, с кем дружить, что надевать, что есть на завтрак, как проводить свободное время.
Постепенно ребенок перестает предпринимать попытки проявить собственную инициативу и ждет, когда за него возьмут ответственность и выдадут уже готовое решение.
Чтобы вырастить самостоятельную ответственную личность, с детства нужно давать детям задания, соответствующие их возрасту.
Пусть это будет небольшая задачка – протереть небьющуюся чашку, принести пакет с продуктами (даже если в нем лежит одно яблоко), выбрать платье для похода к бабушке.
Постоянная спешка, занятость, нежелание родителей что-то объяснять, убеждение, что маленький ребенок по умолчанию ни на что не способен, с детства отучает ребенка брать на себя ответственность.
Такой подход формирует приспособленца, абьюзера, ленивого человека, который предпочитает не думать и жевать то, что ему положили в рот.
Подумайте, о таком ли будущем вы мечтали для своих детей?