Психолог Андрей Кашкаров рассказал, почему дети ябедничают

13.08.2023 15:14

Когда ребенку недостает уверенности в себе в социальном общении с другими детьми и даже взрослыми, возникает необходимость наказать обидчика тем или иным способом, в соответствии с небезупречной логикой размышления о справедливости того или иного действия другого.

К справедливости, ее отсутствию все мы неравнодушны, как будто нам кто-то что-то должен.

Эта же проблематика нередко является труднопреодолимой в конфликтах с родителями, ибо обе стороны думают об одном и том же, но с разных позиций, полагает психолог Андрей Кашкаров.

Поэтому понятие жалобщика, жалобы, «ябедника» и производное от основного определение ябеды - понятие довольно себе взрослое.

Если изучить его корни возникновения, окажется, что слово заимствовано древнерусским языком («ябетьник») из древнескандинавского embeetti (должность, служба, пост).

Фото: Pixabay

По смысловой сути оно изначально не несло отрицательной коннотации и являлось чуть ли не определением образцового исполнения служебных обязанностей, которые, в некоторых службах, как известно, предполагают не только поощрение, но и принуждение и карательные функции, для основания и осуществления которых необходим «материал» в виде изысканий, дознания, «справок» и доносов.

Но как многие старые слова в веках претерпевали смысловые изменения и становились элементами сленга и даже оскорблений.

Надо также знать, что жалоба может быть открытой или скрытой, когда ребенок не хочет, чтобы его заметили, что подобно «наушничеству».

Важно и то, то такое детское (и взрослое) поведение особенно расцветает там и тогда, когда ябедничество поощряется или хотя бы не остракируется. Условно говоря, когда ябеду слушают и «принимают меры».

Итак, дети ябедничают, когда хотят изменить ситуацию, и не имея иных механизмов, сил и форм цивилизованного решения прибегают за помощью к тем, кто сильнее.

По сути, это форма манипуляции, иногда с элементами вымысла и интриги.

Главное – достичь своей цели, а она может лежать в разной плоскости достижения желаемого: и наказать обидчика, и получить поощрение, и даже презентовать себя поборником чести и достоинства – все в зависимости от акторов, установленных в том или ином коллективе, группе, в социуме.

К слову, взрослые люди пишут доносы друг на друга в том числе с элементами вымысла почти по тем же провокационным и манипулятивным основаниям – достичь своей цели «чужими руками» и средствами.

Итак, дети ябедничают для получения желаемого чужими руками, и тогда, когда созданы соответствующие благоприятные условия. И особенно, когда ябеду защищают и скрывают.

Проблема тут в том, что взрослые подчас поощряют такое поведение дома и в детских коллективах; это в некоторых аспектах и некоторым взрослым родителям, и воспитателям – в принципе, выгодно.

Ребенка используют как дополнительного свидетеля, как видео- и аудионаблюдение (говоря современным языком). Иногда это удобно кому-то.

А проблема в том, что ребенок не электронная конструкция, которую можно за ненадобностью выключить или обесточить.

При изменении ситуации, когда ябедничество перестает быть востребовано или актуальным или статус ребенка уменьшается от любимчика до «рядового», ребенок испытывает неосознаваемый когнитивный диссонанс. Как же: я такой хороший, все делал правильно, а теперь это не нужно?

И с этим диссонансом предстоит дальше работать психотерапевтам и аналитикам, потому, что надо все-таки как-то объяснить – почему услуги ябеды более не нужны.

На самом деле все подобные ситуации не менее чем предвестники детской травмы, и хорошо, когда родители понимают это, не запускаю ситуацию бесконтрольно, не поощряют ее.

Одним из частных, хоть и распространенных случаев «ябеды» является детское поведение в многодетной семье, когда так или иначе есть борьба за внимание к себе, за подарки, за блага.

Во всех рассмотренных случаях для достойной и самодостаточной жизни в социуме детское ябедничество вредно для ребенка. Оно бывает почти у всех в форме латентной, в зачатках.

Но важно вовремя не дать ему развиться как «детской болезни левизны в коммунизме» согласно тезисам В.И. Ленина. То есть переболеть своевременно в легкой форме как коклюшем или корью и никогда к сей практике не возвращаться.

К сожалению, современные реалии в некоторых случаях способствуют доносительству и ябедничеству даже среди взрослых.

Это не то пока время, когда на кону стояли «выселения из квартир» одних и передача их другим ябедникам, что недурно описано в том числе у М.А. Булгакова на примере персонажа-журналиста Лоизия Могарыча («Мастер и Маргарита»).

Но, несомненно, ябедничество в наш век процветает, и люди (люди- они и в Африке люди – со времен Христа) пытаются решить через жалобы в основном свои вопросы и соблюсти интересы.

В правоохранительных органах, к которым когда-то имел отношение и психолог, примерно 80% заявлений, написанных на бытовой почве, является ангажированным вымыслом, а факты не находят подтверждения.

Но люди, воспитанные в детстве в формате поощрения жалоб, все пишут и пишут, все пишут и пишут.

Если бы не профессионализм соответствующих сотрудников и известный контроль прокуроров, по ябедам можно было бы уже «закрыть» в местах не столь отдаленных огромное количество граждан страны, подчас только и виновных в том, что дали жалобщикам повод к зависти своим успехом или просто наличием в нужное время и в нужном месте.

Поэтому, ребята, как в детском саду, так и во взрослой жизни ябедничать и жаловаться сильным мира сего для достижения собственных целей, для устранения конкурентов и чтобы восстановить ограниченное единообразие мысли (так проще управлять) даже если вы думаете скрыть авторство ябеды – это плохо.

И надо говорить об этом прямо.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса