Ценность личных отношений определяется привычками партнеров, а поскольку основной мотив человека в фертильном возрасте – воспроизводства потомства, социальное общение, обучение новому опыту и реализация потенциала - общение неизбежно.
Причем мужчины и женщины, образуя пары, дополняют друг друга, а иногда даже копируют поведение – «отзеркаливают», - считает психолог Андрей Кашкаров.
Известна гипотеза Майкла Шермера о двух базовые особенностях мышления: человек ищет закономерности и все одушевляет.
Третий знаковый фактор, присущий людям (женщинам, как представляется в большей степени) – стремление сравнивать. Причем не всегда при равных условиях объектов и ситуаций.
Это является одновременно и проблемным полем для постижения реальности, потому, что аналогии не всегда уместны, сознание не одинаково активно в разные моменты времени, а это приводит к ошибкам оценивания.
Так у людей возникают ложные закономерности и взаимосвязи. Психолог Джон Коэн заметил, что «ничто так не чуждо человеческому разуму, как идея случайности», или апофения.
Итак, мы намеком указали на возможные и частые в практике отношений ошибки из-за субъективности оценок, или волюнтаризма – выдавать желаемое за действительное. Далее рассмотрим ту самую систему ценностей – запросы к другому, которую хотят сохранить люди, вступившие в личные отношения.
Исходя из сентенции, что «люди больше всего любят – когда их любят» можно выделить очевидное: все ценят знаки внимания – чем чаще и дороже (не только в материальном смысле) – тем лучше.
Такие банальные вещи, как частые «знаки внимания», вежливость, предупредительность и даже деликатность, помощь разного свойства в трудные минуты, часы и дни, в том числе поддержку моральную, психологическую, уважение к мировоззрению и даже родственникам другого (что является проблемным полем, когда есть дети от первых браков, или когда новая ячейка общества вынуждена жить под одной крышей со старшими родственниками) и другие очевидные примеры – оставим, как общеизвестные; нам же захотелось не только изучить ситуацию глубже, но и в кратком формате изложения выявить закономерности, и может быть, предложить промежуточные выводы.
В качественных отношениях состоявшаяся пара - почти самоорганизующаяся ячейка, ее эквивалентная сила, устойчивость в социуме условно выше, чем у одиночки любого пола.
Мотивы образования пары заложены в генотипе человека (у женщины и мужчины отличаются), но общее в том, чтобы стать сильнее (аналог выживаемости и сохранения потомства).
Отсюда первое значимое – в личных отношениях почти все ценят способность и практику другого к пониманию своего мира, то есть условное единомыслие и систему ценностей. Бонни и Клайд в том числе на этом «нашли» друг друга.
Личные отношения основываются на праве выбора. А он – на условной свободе воли. Таковы основные предпосылки, подчас неосознаваемые, вступления в личные отношения.
Личные чувства, влечение, доверие, влюбленность неизбежные составляющие отношений, однако не являются застывшим, навсегда данным, они изменяются, трансформируются.
Устойчивость пары к вызовам времени определяется психическими и материальными возможностями, потенциалом каждого, договороспособностью и балансом интересов, а также осознанием незаменимости Другого.
В такой концепции происходит начало личных отношений, их закрепление, сохранение и трансформация. Брак – это вообще отдельно – как форма закрепления права и социальный договор.
Отсюда – фактор второй: современные мужчины и женщины в личных отношениях (типично) ценят добровольность и условную свободу отношений, даже в браке.
Есть сознание своей свободы, право (в том числе на ошибку) и все те же возможности делегированы партнеру. Разумеется, это лишь одна из типичных форм личных отношений.
Условно на третьем месте назовем ответственность, связанную также с договороспособностью. Весьма затруднительно «жить на вулкане», когда планы на завтра срываются. В единичных случаях это не страшно, а при систематичности явления – партнеры могут потерять друг друга.
И проблематика касается не только мужчин (то, чего ожидают женщины: «пацан сказал – пацан сделал»; понятно, что с таким правилом партнерше весьма комфортно и удобно взаимодействовать). Но и женщина (в отношениях, близких к ординару) должна быть договороспособной, и не побоимся этой фигуры речи, предсказуемой.
В интимном плане крайне важно уважение, внимание и деликатность в подходе к чувствам, медицинским особенностям организма и желаниям другого. Мало кто любит грубость в рассматриваемом вопросе, или по крайней мере – на все есть время и место.
Далее люди ценят незлобивость, или способность к прощению. Очень редкий в настоящих условиях дар.
Но все же разные люди обладают им в разной степени, и поэтому тех, кто обладает считают «человеком легкой руки» или «легкого характера»; взаимодействовать с таким бывает приятно, даже если оное взаимодействие отягощено многими иными отрицательными факторами.
Добродетель – привлекает. Это качество в личных отношениях тоже важно. Да, нам известно, что «и в рубище достойна добродетель». К таким партнерам люди тянутся.
Своевременность – еще одно важное условие для действий, хорошего понимания и взаимодействие в паре. Вполне достойный элемент (и привычка) поведения, которая несомненно порадует партнера. А к своевременности прицепом идет внимательность к деталям, ибо одно без другого трудно удается.
«Сделать удивление» – важнейшее качество и привычка. Когда партнер обладает этим талантом и проявляет его по отношении к другому в положительном ключе – это весьма ценится.
Мы знаем: чтобы поддерживать отношения долго, друг друга надо удивлять. В положительном ключе, разумеется.
Качеств, которые ценят люди в друг друге на самом деле очень много. Просто разные люди по-разному составляют список условных прерогатив. Для кого-то важнее одно, чем другое.
А в целом-то одна подоплека – пары устойчивы тогда, когда партнеры могут взаимно терпеть не «знаки внимания», а недостатки друг друга.
Вот почему закончить сегодняшний комментарий по теме можно важнейшим ценностным качеством людей – способности к терпению, против нарциссических требований, эмоциональных взбрыкиваний или попыток перекладывания вины за несбывшиеся ожидания на другого.