Постижение нового опыта — главная составляющая развития человека. Но с каждым годом жизни выходить из зоны комфорта становится все сложнее, а как следствие, пропадает динамика личностного прогресса.
Почему так происходит и как помочь ребенку не потерять желание пробовать новое — рассказывает педагог, методист и руководитель детского и педагогического сообществ SportZania Касьяненко Ангелина.
Постижение нового начинается с первых «умелок» от рождения и длится всю жизнь. Только с годами браться за новое дело становится страшнее, и это не связано с другим уровнем сложности задач и условий.
Карапузу также нелегко начать делать первые шаги, как и нам, взрослым, выйти на новую должность на работе. Обычно страх начинает формироваться посредством ряда факторов. Каких и как с этим бороться с детства?
Нужно учиться правильно принимать поражение еще с дошкольного возраста, например через настольные игры. Когда ребенок до слез расстраивается от проигрыша, вместо того, чтобы поддаваться или ругаться за неумение «играть», поговорите с ним в мягком и понимающем формате.
Детям необходимо объяснять, что в жизни будут не только первые места, а иногда и вовсе провалы — это абсолютно нормально. Уместно будет привести личный пример или какой-нибудь выдающейся исторической личности, допустим Чарли Чаплина.
Менеджеры критиковали его выступления, считая слишком мутными и непонятными, но потом они все-таки решили попробовать, и Чаплин стал кинозвездой.
Также важно акцентировать внимание на интересном пути и маленьких личных победах, а не только финале.
За страхом чего-то нового обычно скрывается страх ошибки — быть осужденным, показаться глупым. Ребенка необходимо научить не бояться ошибок, причем такая задача стоит и перед родителями, и перед педагогами.
Возьмем в пример фигурное катание, где малышей первым делом учат падать, потому что без падений не получится прыгать аксели и тулупы. Поэтому если ребенок делает ошибку, фразу «не правильно» стоит заменить на «Хорошо / Ага / Молодец! А давай подумаем, как можно сделать лучше / какой вариант подходит больше».
При работе над страхом ошибки в педагогической практике отлично подойдет метод мозгового штурма — способ поиска креативных решений сначала путем генерации самых странных и, казалось бы, глупых вариантов без обсуждения в сжатые сроки, а затем отбором самых подходящих решений. Тайминг не дает критиковать предложения, а финал сопровождается чувством удовлетворенности от успешного решения кейса.
Порой родители сами не дают ребенку пробовать новое и познавать мир, что может стать причиной зарождения комплексов и развития синдрома самозванца.
Синдром самозванца — когда человек отрицает свою компетентность и воспринимает свои заслуги, как результат счастливой случайности.
Когда ваше чадо хочет проявить себя в быту, поддержите его в этом начинании — пусть даже огурцы будут порезаны огромными кусками (позаботьтесь только о безопасном ноже), а пыль не протерта в углах.
Можно показать, как делать правильно, но ежеминутные поучения, жесткий контроль правильности исполнения или того хуже попытки отобрать у ребенка все и сделать самостоятельно — табу.
Если ребенок не попадая в ноты поет песни, неуклюже танцует или рисует «каракули», но делает это регулярно и с удовольствием — запишите его на кружок.
Для развития какого-либо навыка не нужно иметь одаренность, зачастую грандиозных успехов добиваются не талантливые, а именно упорные и трудолюбивые люди, осваивающие ремесло с нуля.
К тому же не обязательно целиться в большие победы и погружаться только в одно направление. У детей часто меняются увлечения, а новые кружки и хобби помогают им разносторонне развиваться, быть в кругу единомышленников и приносят удовольствие от процесса.
Прислушивайтесь к желаниям своего ребенка, дайте ему свободу действий, научите акцентировать внимание на процессе и поддерживайте в любых начинаниях, тогда он с удовольствием и без страха проиграть будет браться за новое дело.