Почему ребенок боится пробовать что-то новое

06.10.2023 10:30

Постижение нового опыта — главная составляющая развития человека. Но с каждым годом жизни выходить из зоны комфорта становится все сложнее, а как следствие, пропадает динамика личностного прогресса.

Почему так происходит и как помочь ребенку не потерять желание пробовать новое — рассказывает педагог, методист и руководитель детского и педагогического сообществ SportZania Касьяненко Ангелина.  

Постижение нового начинается с первых «умелок» от рождения и длится всю жизнь. Только с годами браться за новое дело становится страшнее, и это не связано с другим уровнем сложности задач и условий.

Карапузу также нелегко начать делать первые шаги, как и нам, взрослым, выйти на новую должность на работе. Обычно страх начинает формироваться посредством ряда факторов. Каких и как с этим бороться с детства? 

1. Научить проигрывать

Нужно учиться правильно принимать поражение еще с дошкольного возраста, например через настольные игры. Когда ребенок до слез расстраивается от проигрыша, вместо того, чтобы поддаваться или ругаться за неумение «играть», поговорите с ним в мягком и понимающем формате. 

Фото: Pixabay

Детям необходимо объяснять, что в жизни будут не только первые места, а иногда и вовсе провалы — это абсолютно нормально. Уместно будет привести личный пример или какой-нибудь выдающейся исторической личности, допустим Чарли Чаплина.

Менеджеры критиковали его выступления, считая слишком мутными и непонятными, но потом они все-таки решили попробовать, и Чаплин стал кинозвездой.

Также важно акцентировать внимание на интересном пути и маленьких личных победах, а не только финале.

2. Научить ошибаться 

За страхом чего-то нового обычно скрывается страх ошибки — быть осужденным, показаться глупым. Ребенка необходимо научить не бояться ошибок, причем такая задача стоит и перед родителями, и перед педагогами.

Возьмем в пример фигурное катание, где малышей первым делом учат падать, потому что без падений не получится прыгать аксели и тулупы. Поэтому если ребенок делает ошибку, фразу «не правильно» стоит заменить на «Хорошо / Ага / Молодец! А давай подумаем, как можно сделать лучше / какой вариант подходит больше».

При работе над страхом ошибки в педагогической практике отлично подойдет метод мозгового штурма — способ поиска креативных решений сначала путем генерации самых странных и, казалось бы, глупых вариантов без обсуждения в сжатые сроки, а затем отбором самых подходящих решений. Тайминг не дает критиковать предложения, а финал сопровождается чувством удовлетворенности от успешного решения кейса.

3. Разрешить пробовать новое 

Порой родители сами не дают ребенку пробовать новое и познавать мир, что может стать причиной зарождения комплексов и развития синдрома самозванца.

Синдром самозванца — когда человек отрицает свою компетентность и воспринимает свои заслуги, как результат счастливой случайности.

Когда ваше чадо хочет проявить себя в быту, поддержите его в этом начинании — пусть даже огурцы будут порезаны огромными кусками (позаботьтесь только о безопасном ноже), а пыль не протерта в углах.

Можно показать, как делать правильно, но ежеминутные поучения, жесткий контроль правильности исполнения или того хуже попытки отобрать у ребенка все и сделать самостоятельно — табу.

Если ребенок не попадая в ноты поет песни, неуклюже танцует или рисует «каракули», но делает это регулярно и с удовольствием — запишите его на кружок.

Для развития какого-либо навыка не нужно иметь одаренность, зачастую грандиозных успехов добиваются не талантливые, а именно упорные и трудолюбивые люди, осваивающие ремесло с нуля.

К тому же не обязательно целиться в большие победы и погружаться только в одно направление. У детей часто меняются увлечения, а новые кружки и хобби помогают им разносторонне развиваться, быть в кругу единомышленников и приносят удовольствие от процесса. 

Прислушивайтесь к желаниям своего ребенка, дайте ему свободу действий, научите акцентировать внимание на процессе и поддерживайте в любых начинаниях, тогда он с удовольствием и без страха проиграть будет браться за новое дело.

Автор: Сергей Богдан Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. 1. Научить проигрывать
  2. 2. Научить ошибаться 
  3. 3. Разрешить пробовать новое