Ваш ребенок игнорирует домашние задания, пропускает уроки и не проявляет былого желания учиться. Вы получаете замечания от учителей, видите в электронном дневнике лишь тройки и двойки.
Вы не можете заставить своего подростка сесть за книги, в ответ он лишь злится или замыкается в себе. Дома нарастают скандалы, вы переходите на крик, но ситуация не меняется. У вас опускаются руки, но понимание, как помочь своему ребенку не появляется.
Снижение успеваемости и синдром “не хочу учиться” возникают по двум причинам, рассказывает эксперт по вопросам семейного образования, основатель «СОтворчество» Анастасия Колпакова-Калмыкова.
Первая – ребенку трудно. Вторая – ему слишком легко. При этом не важно, где учится ребенок: в государственной школе или частной, с репетитором или на семейном обучении. Прежде всего стоит разобраться, в чем именно проблема.
Трудности могут быть различного характера:
Родителям необходимо провести анализ. Понятие “учиться самостоятельно” складывается из разных пунктов. Важно выяснить, что происходит на самом уроке и как включается в образовательный процесс сам ребенок.
Для того, чтобы ребенок самостоятельно сел за домашнюю работу, он должен выделить на это время. Если нет строго выстроенного графика и режима дня, когда ученик понимает, что сейчас я могу отдохнуть, а сейчас время идти на секции, а через час я должен открыть книгу, то процесс обучения будет приносить тревогу и нежелание заниматься им.
Иногда ученик пропускает одну тему, а дальше все накапливается как снежный ком. Все начинается еще в начальной школе и в проблеме чтения.
Школьник читает задание и не вникает в суть вопроса. Он не может выстроить логическую цепочку и не находит решения. Определенным детям сложно читать, а также не наработан навык письма с первого класса. Во втором и третьем классе ребенок должен уже думать не над тем, как верно соединять буквы, а как использовать правила.
Если ребенок плохо читает и осмысливает прочитанное, то ему, соответственно, сложно структурировать текст и работать с ним. Все это приводит к тому, что к 6-8 классу накопленное раздражение и непонимание преобразуются в бунт и ненависть к учебе.
Ребенок либо копит раздражение, либо становится безразличным, часто погружаясь в свой виртуальный мир. Он концентрирует внимание на других проблемах, а учеба волнует его в последнюю очередь. Открытый диалог без осуждения и нападков помогут выявить истинную причину.
Возможно, здесь есть безответная влюбленность или буллинг в школе. Ребенок не нашел свое место в классе и свою компанию, он чувствует себя аутсайдером, что противоречит конкретно его типу характера. Здесь нельзя игнорировать проблему и считать, что она преувеличена. Обратитесь к специалисту, который сможет разговорить ребенка и устранить проблему.
Принять, что за нежеланием учиться скрывается посыл “мне трудно” и крик о помощи. Это проблему стоит начать разбирать дома: на каких предметах трудно, что непонятно, как ведет урок педагог, нужно ли дополнительно заниматься, а уже потом разговаривать с учителями.
Часто родители не уделяют достаточного внимания урокам в начальной школе, считая, что это научит ребенка самостоятельности и ответственности. Но к 9 классу, когда начинается ОГЭ, родители бьют тревогу и дожимают ребенка требованиями включиться в обучение. Здесь необходимо снизить уровень своих ожиданий от своего чада и искренне поинтересоваться у него, чем вы можете помочь. Если до 7 класса у ребенка не было отличных оценок, то вдруг неожиданно в старших классах он не станет отличником без сторонней помощи.
Если же проблема только в определенных предметах, по ним возможно потребуется репетитор. Он должен быть в помощь, а не дополнительной нагрузкой. Он должен помогать решить проблемы здесь и сейчас. Для этого необходимо заниматься не по программе репетитора, а по школьной программе, чтобы как можно скорее выйти из “ямы”: пришел на урок – решил задачу, получил положительную оценку. Родители таким образом помогают ребенку попасть в ситуацию успеха.
Если проблема со всеми предметами, то стоит договориться с педагогами, что вы идете на уровень тройки. Если диалог с учителем можно выстроить, то стоит попросить его задавать упражнения и задачи пониженного (начального) уровня сложности, которые подготовят его к общему уровню класса. По этому поводу не стоит нервничать. Шаг за шагом ребенок будет обретать уверенность в своих знаниях.
Восстановить интерес к учебе возможно только в том случае, если родители не пустят все на самотек. Порицания и ругань “да когда же ты возьмешься за голову” не помогут. Будьте открыты к диалогу, родителям стоит вовлекаться в проблемы своего ребенка. Только когда вы будете знать истинные причины снижения успеваемости и безразличия к обучению, вы сможете помочь преодолеть все трудности на пути к хорошим отметкам.
Ранее мы писали, как связаны деньги и любовь.