Выбирая кружки для ребенка, важно учитывать множество факторов: увлечения ребенка, количество свободного времени, но самое главное – правильно оценить готовность ребенка.
О том, как не упустить из внимания эти моменты и не допустить ошибки в выборе кружка рассказала Полина Васина, главный методист департамента дополнительного образования SportZania.
При решении отдать малыша на кружок стоит обратить внимание на то, как он ведет себя в школе или детском саду: насколько социализирован, может ли он позаботиться о себе в рамках мелких потребностей и не стесняется ли говорить со взрослыми. Эти критерии помогут понять, насколько комфортно ребенку будет на занятиях и насколько эффективными будут встречи по новым предметам.
Перед тем, как предоставить ребенку выбор из огромного числа направлений кружков и секций, стоит заранее подумать об интересах малыша. Не рекомендуется записывать ребенка на все секции разом, чтобы понять, что понравится и где он лучше всего себя проявит. Динамичное расписание может навредить малышу, он устанет, занятия будут ассоциироваться с длительными временем, а интерес к учебе может пропасть. Стоит начинать с малого: ребенок интересуется технологиями и it — попробуйте предложить ему кружок по робототехнике или базовому программированию.
Отличным решением будет являться пробное занятие, где малыш сможет познакомиться с педагогом, спецификой занятий и помещением, после чего можно обсудить с ним эмоции и впечатления. Ребенок сразу поделится своим мнением, чтобы продолжить занятия или выбрать что-то другое. Важно учитывать, что выбор направления, где ребенку будет интересно и комфортно может продолжаться значительное время, особенно если с выбором кружков вы сталкиваетесь впервые.
Если малыш уже посещает кружки или секции, то важно отслеживать его эмоции и впечатления от занятий. Это поможет найти нужное направление и путь развития на какое-то время.
Обратите внимание на то, каким ребенок выходит после занятий — рассказывает ли он о кружке и проделанной работе, объясняет, что ему задали на дом и планирует ли следующее посещение.
Слова ребенка зачастую подробно дают ответы на вопрос об интересе к кружкам. Если после занятий малыш скорее бежит домой и не хочет делиться тем, что произошло за время занятия, то стоит задуматься, интересно ли ребенку посещать кружок.
Иногда родители самостоятельно делают выбор направлений занятий, чтобы помочь малышу подтянуть предметы в школе или выбрать оздоровительные секции. Не всегда дети радостно возвращаются домой, потому что с ними не обсудили планы, необходимость занятий или работа педагога не подходит малышу. В таком случае не рекомендуется ультимативно говорить, что занятия будут продолжаться.
Стоит обсудить, что волнует ребенка, почему занятия не приносят интерес. Возможно, что что-то в коммуникации внутри группы или выбранный день недели и без занятий кажется малышу трудным. Отказываться от занятий тоже не стоит, возможно разговор с родителем замотивирует ребенка, поможет по-другому посмотреть на секцию или кружок, но если малыш говорит больше в негативном ключе, то стоит задуматься о смене деятельности или места. Также стоит обратить свое внимание и на коммуникацию ребенка с преподавателем. Зачастую интерес к тому или иному предмету появляется именно из-за преподавателя и его манеры объяснять тот или иной предмет.
Если же интерес к занятиям никак не растет, а настроение малыша после занятий всегда плохое, его нужно поддержать. Одним из вариантов может быть приятная традиция, где после занятий ребенок вместе с близкими совершит прогулку или зайдет в магазин, чтобы помочь с покупками.
Бывают ребята, которым мало что интересно по мнению родителей: малышу хочется сидеть дома, гулять с друзьями, но никак не заниматься в рамках дополнительного образования. Это не означает, что ребенок ничем не интересуется. Возможно, случился негативный опыт или предложенные направления не нравятся малышу по принципу места или направления. В таких случаях стоит сначала обсудить с ребенком, почему он не хочет никуда идти и тогда, возможно, малыш поделится своим мнением. Другим вариантом может стать тьютор или ранний профориентолог. Профессионалы пообщаются с ребенком и родителем, составят примерную карту интересов и возможных вариантов развития, где будет учитываться мнение малыша.
Кружки и секции могут стать фундаментом для развития ребенка в профессиональном направлении или в создании хобби, но не всегда это случается сразу и резко. Важно прислушиваться к ребенку и его физиологическим особенностям: не перегружать, не давить и не выбирать направления по своему мнению. Как правило, совместный выбор родителя и ребенка помогает в нахождении “золотой середины”, что положительно скажется и на результате посещения кружка.