Как подружить ребенка с одноклассниками? Рассказывает эксперт 

03.10.2023 17:32

Социализация — важнейший этап в жизни ребенка, когда начинается обучение в школе, программы дополнительного образования и другие формы взаимодействия со сверстниками.

Умение общаться, договариваться, дружить и взаимодействовать — навыки, которые должны формироваться у ребенка в течение взросления.

О том, как провести процесс социализации грамотно рассказала Полина Васина, главный методист департамента дополнительного образования SportZania.

Родители зачастую волнуются о том, что ребенку сложно найти друзей в школе или дошкольном учреждении, кажется, что у малыша не получается, и надо срочно включиться в процесс. На самом же деле проявление сложностей в коммуникации не всегда можно заметить.

Иногда ребенок может слишком сильно стараться найти друзей, потому что это “нужно”, что провоцирует конфликты внутри детского коллектива. Бывает и такое, что окружение малыша совсем не разделяет его интересы или кажется взрослее. Зачастую встречаются достаточно капризные дети, которые избирательны к окружающим и выбираю тех, кто им “подходит”, что однажды может привести к конфликтам. 

Фото: Pixabay

Для того, чтобы понять, что ребенку сложно в общении с ровесниками, стоит внимательно присмотреться к тому, каким малыш приходит домой после уроков. Зачастую ребята, которые испытывают сложности проявляют скрытность и говорят о дне достаточно клишированно, стесняются и стараются перейти к свои делам. Иногда дети могут наоборот говорить о том, что дружат всем классом, и все идет достаточно хорошо.

Наглядный фактор качества взаимодействия — групповая работа или парное сотрудничество детей. Данные приемы зачастую используются в начальной школе, чтобы научить детей работать в команде или сотрудничестве.

Если после таких процессов ребенку сложно рассказать о том, как прошло занятие, то стоит обратить внимание на наличие у малыша друзей или знакомых: проводит ли он время вне школы с кем-то из класса? Хочет ли позвать кого-то на свой праздник? рассказывает ли о том, в какие игры он играл и с кем?

Если родитель выявил проблему, то далее он обязательно задастся вопросом о том, как же можно повлиять на ситуацию. На самом деле стоит задуматься о том, нужно ли вмешиваться немедленно или подождать и дать время ребенку самостоятельно решить проблему. Если ситуация обстоит серьезно: наличие буллинга и травли, оскорблений и принижений, то действовать стоит немедленно.

Такой травмирующий опыт может навсегда отразиться на ребенке, что в будущем повлияет на желание общаться и дружить с кем-то. При наличии таких сложностей стоит немедленно обратиться в школу, поговорить со штатным психологом и выяснить причины и дальнейшие шаги вместе со специалистом. Важной частью работы с данной проблемой обязательно должна послужить семейная поддержка, где родители понимают всю ситуацию, стараются помочь. 

Если с большими проблемами малыш не столкнулся, а испытывает стеснение и сложности в общении, то стоит постепенно включать поддержку семьи и сторонних ресурсов. Возможно, что процесс социализации на раннем этапе взросления был пропущен: малыш не ходил в детский сад, часто болел или менял место жительства. Здесь стоит помочь малышу научиться коммуницировать, посещать кружки и спортивные секции, которые заинтересуют ребенка.

Зачастую наличие общего интереса помогает детям найти общий язык и научиться грамотно взаимодействовать. Если сложности с коммуникацией испытывает подросток, то родителю уже тяжелее вмешаться, ведь ребенок уже не расценивает советы взрослых как необходимые действия. Важно показать, что вы готовы к поддержке и помощи, но не станете предпринимать действия, не посоветовавшись с подростком.

Важно никогда не вмешиваться сразу, думая, что только взрослый может помочь ребенку. Из-за таких действий дети могут так и не научиться грамотно взаимодействовать, а всегда будут ждать помощи от других.

Процесс коммуникации в детстве зачастую происходит медленно и постепенно, всегда нужно давать ребенку возможность попробовать действовать самостоятельно. Немаловажно и говорить с ребенком о том, что взрослые готовы помочь, посоветовать и поддержать. Именно уверенность в том, что взрослые рядом поможет ребенку учиться взаимодействовать, пробовать и не бояться делать ошибки.

Автор: Сергей Богдан Редактор интернет-ресурса